Блаженное ничегонеделанье ушедшего дня постепенно передалось по наследству дню новому, на который была намечена вылазка в австрийскую глубинку.
Решая, как ловчее попасть в Грац, я обнаружил на сайте австрийских железных дорог новинку под названием - Einfach-Raus-Ticket, Оказалось, что это билет, аналогичный немецкому Schoene-Wochende-Ticket, и позволяет ездить безлимитно компанией от 2 до 5 человек по всей стране, но только на электричках; в Австрии под эту категорию подпадают поезда с литерами R, Rex, S. Стоил проездной поменьше немецкого - 28 евро, и выгодно отличался от своего коллеги возможностью использования не только в выходные, но и в будние дни. Единственным крупным недостатком было неудобство использования - чтобы доехать, скажем, до Зальцбурга, понадобится порядка 6 часов взамен трёх экспрессом. С другой стороны, этот маршрут по-быстрому обходится в 70 евро с человека, поэтому каждый выбирает, что ему дороже, скорость или деньги. Моё мнение - билет хорош если, например, ехать из Вены в Зальцбург с остановкой где-нибудь в Линце: и не накладно выйдет, и день не зря пройдёт. Также Einfach-Raus-Ticket годится для недалёких вылазок, скажем, доехать до Кремса и вернуться из Мелька, прокатившись между этими двумя пунктами на теплоходе, благо кусочех Дуная славится потрясающими видами. Подробности насчёт водной прогулки будут позже, поскольку мы, отложив её на последний день, двинулись пока что в провинцию Штирия.
Никаких особенных планов насчёт Граца у нас не имелось, и о городе мы знали только то, что в нём есть гора со смотровыми площадками и замком, а также что это - родина Арнольда Шварценеггера. Где-то на окраине даже есть гимнастический зал, из которого герой моей юности начал свой путь к славе. Можно было бы навестить это место, но после "Терминатора-3" я малость разочаровался в давешнем кумире - нельзя же, в самом деле, участвовать в подобных халтурах...
И ведь грозятся снять "Терминатор-4"...
Среди всяких вокзальных служб не преминул оказаться информационный киоск, где мы разжились картой. Короткий взгляд на местность показал, что а) до интересных мест не так уж близко, но также и б) по дороге имеются обширный парк и привлекающая внимание незаурядным названием Esperantoplatz.
Как выяснилось, название площади совсем не прибавляет ей интересности, а вот что может заинтересовать, так это странная конструкция посреди реки Мур. Стеклянно-стальное сооружение, больше всего смахивающее на дохлую улитку, появилось на свет в 2003 году, когда Грац был объявлен культурной столицей Европы. Признаться в окружении барочных домов конструкция смотрится несколько диковато, равно как и его родственник по духу, выставочный зал Kunsthaus на правом берегу. Эта многоэтажная монстрятина синего цвета получила у грацианцев прозвище "friendly alien" за отчётливое сходство с "чужим" из популярного киноцикла. Чертовски метко замечено: если обрезать прототипу лапы и обточить гребень, будет самое то...
Куда приятнее было смотреть на противоположный берег, где над морем деревьев реяла цитадель Schlossberg. К остаткам некогда грозной крепости, венчающей холм, вполне реально добраться пешком по лестницам, но этот путь на большого любителя: крутизна склонов достигает 61 градуса. Приятной альтернативой служит фуникулёр, чья стартовая площадка расположена чуть выше по течению. Нужно иметь в виду, что на это чудо техники годятся стандартные одноразовые билеты городского транспорта за 1.70 евро, то есть доехав от вокзала до подножья холма трамваем, можно не лезть в кошелёк снова.
Подъем на 400 с лишним метров происходит без лишней спешки, размеренно и организованно. Сквозь стекло кабинки открывается вид на город, а по прибытии в распоряжении путешественника оказывается вся круговая панорама, с ратушей на одном направлении, красными крышами на другом и далёкими горами в качестве задника.
Оторвавшись от созерцания окрестностей, довольный зритель замечает, что рядом с ним тоже немало интересного. Вот, например, рыкающий лев на пьедестале - он установлен в честь отважного коменданта, отказавшегося сдать крепость победоносной армии Наполеона, вторгшейся в Австрию в 1809 году. Как итог, городские власти выплатили оккупантам 2987 флоринов и 11 фартингов, спася тем самым крепость от полного разрушения.
О былой мощи цитадели хорошо судить с обрыва Stallbastei, бастиона 6-метровой толщины и 20-метровой высоты. На специальной площадке расположены несколько пушек: утратив военное значение, крепость использовалась в качестве наблюдательной вышки местной пожарной команды, а орудийными выстрелами подавался сигнал бедствия. Судя по антуражу остальных бастионов, на пространствах между ними периодически устраиваются концерты, так что бывшая фортификация живёт, в отличие от многих своих сверстниц, насыщенной культурной жизнью.
Одной из достопримечательностью пространства на вершине является башня Glockenturm, с громадным колоколом в 4632 килограмма, отлитым, как гласит легенда, из 101 вражеского ядра. Более достоверно известно, что в башне долгое время работала пыточная камера; напрашивается догадка - громкий бой колокола нужен был для заглушения воплей пытаемых...
Несколько поодаль расположилась Uhrturm, часовая башня. Её часы на взгляд современного человека малость странноваты; не сразу догадаешься, что не так. Оказывается, их большая стрелка обозначает часы, тогда как маленькая - минуты: она была добавлена много позже своей значительной коллеги. Ныне часовая башня служит эмблемой Граца.
Глазея на символ города, нельзя забывать об окружающем пространстве, а оно представляет собой целую плеяду садов, уступами спускающуюся вниз. Так что посидев среди роз на верхнем уровне человек постепенно теряет высоту, попутно переходя из одного зелёного уголка в другой. Излишне, наверное, добавлять, что везде поставлены скамейки...
Спустившись на уровень мостовой, мы обнаружили в казавшейся монолитом скале дыру. Оказалось, перед нами вход в тоннель, выводящий на противоположную сторону возвышенности. Внутри прохладно и гулко, а смотреть особенно нечего, разве что представить, как в пещерах устраивались целые цеха и склады, спасаемые таким образом от налётов. В толще холма даже проложена подземная железная дорога, но так как путеводитель категорически утверждал, будто она интересна только детям, мы туда не пошли, а двинулись к историческому центру города.
Расхваленная информационным буклетом Hauptplatz мне не пришлась по душе: дома там красивые, расписные, и мороженое вкусное, но всё портят полчища бомжей и негров. Загаженные скамейки не вызывают ни малейшего желания даже оказаться рядом, не говоря уже про сидение, так что мы поспешили улизнуть оттуда на Herrengasse, где под Рождество устраиваются световые представления и всякие гуляния. Небольшой парк с фонтаном, украшающий южную оконечность улицы, куда приятнее главной площади, так что матушка выразила желание отдохнуть в нём, пока я схожу в здание Музея старинного оружия. Путеводитель утверждал, что Landeszeughaus насчитывает в своей коллекции примерно 30000 предметов вооружения, пригодного для оснащения внушительной армии. Вход стоит 7 евро, но, как выяснилось, зрелище этих денег совершенно не стоит. Уж не знаю, почему, но 4 набитых доспехами и оружием этажа произвели на меня гнетущее впечатление. Видимо, всему виной местный Ordnung, когда сперва идут правые поножи, потом - "ахтунг!" - левые поножи, дальше - "линкс!" - правые наручья и т.п. Никакой фантазии или выдумки, словно патроны в обойме...
Замечу, что в парижском музее армии и в лондонском Тауэре практически тот же набор предметов, оформленный с выдумкой, смотрелся не в пример лучше...
Дополнительно отравляли жизнь шныряющие взад и вперёд сотрудники телевизионной группы, протянувшие паутины проводов и расставившие повсюду ловушки из своего оборудования - им, видите ли, приспичило снимать сюжет. Так что, знал бы заранее, цейхгауз смело пропустил бы, а вот парк Burggarten пропустить никак нельзя, равно как и прилегающие к нему улочки. Они и сами по себе хороши, и населяющие их здания заслуживают одобрения. Матушке понравилось в городском соборе, славящемся своим богатым внутренним убранством, а мне больше всего запомнился раписанный картинами дом с деревянными панелями в качестве облицовки первого этажа; резьба сделана исключительно искусно: кажется, словно из недр дерева проступает голова толкиеновского энта...
К вокзалу мы возвращались в лучах заката, как говорится, с чувством глубокого удовлетворения...