Итак, пообедав, отправились занимать места в автобусах. Разница во времени отправления – 15 минут, сначала отъезжали на тур «Stalheim Sightseeing», а следом мы на тур «Stegastein viewpoint (Flåm-Aurland-Stegastein-Flåm)». Почему так получилось? Да потому, что некоторые, услыхав, что смотровая площадка находится на высоте 650 метров, запричитали: нет-нет-нет, мы высоты боимся, и крутая дорога не для нас, но на корабле тоже сидеть не хочется. Поэтому я предложила невинную по описанию экскурсию. Ну да, описание на норвежском было, но с картинками же! Совсем без высот и виражей выглядело. Типа, автобусная экскурсия, на которой вас привезут в сад отеля, где вы сможете насладиться красотой Nаеrøy каньона. Там 30 минут свободного времени на фотостоп – и назад к порту. Особенно мне понравилось в описании слово «Stalheimskleiva». Я им так и сказала, мол, обещают, что будет клёво. Они и поехали, доверчивые. Нет, когда встретились по возвращении, то особых претензий не было, все понравилось. Вот только дорога… и высота… сейчас по фоткам поймете. Сами они дорогу не сняли, но благодаря интернету вы можете ее сами посмотреть.
Теперь они высоты и норвежских дорог еще больше боятся.
А про остальное в описании обману не было, все как обещали.
Сильно интересных событий с этим местом не связано, могу лишь заметить, что здание отеля уже пятое, предыдущие горели буквально одно за одним. Точнее, первое здание, построенное в 1855 году, снесли добровольно через 28 лет как несоответствующее «евростандартам». Ну а дальше начались пожары, уничтожающие все до тла: в 1900, 1902 и 1959.
Поэтому пока рассматриваете окружающие виды, расскажу легенду, где тоже пожар приключился.
Было дело где-то в Норвегии. Один крестьянин в полном расцвете лет был обручен с красивой девушкой, которая как-то в одно прекрасное летнее утро отправилась пасти овечек на пастбище. Пока овечки щипали травку, она занялась рукоделием, к осени кофту с узорами вывязывала. Дело кропотливое, того и гляди в рисунке ошибешься. Так что не успела закончить работу ко времени, когда пришла пора возвращаться домой, и решила остаться в горах.
Смеркалось, а любимой и овечек все нет и нет. А в лесах до горах холодно да страшно… Решил жених отправиться на пастбище, справедливо подумав, что опасно оставлять девушку на произвол ульдра и прочего подземного народа.
Он успел как раз вовремя и увидел вокруг пастушьей хижины оседланных черных коней. Заподозрив недоброе, он тихонько прокрался к хижине и, заглянув в оконце, увидел свою нареченную в свадебном платье, с золотой короной на голове, а рядом с ней — старого красноглазого ульдра.
Выхватив пистолет, он зарядил его серебряной пуговицей, выстрелил через голову девушки и, не дожидаясь, пока рассеются чары, ворвался в хижину. Схватил невесту, посадил позади себя на коня и поскакал вниз, преследуемый по пятам целой толпой троллей. Один из них, чтобы задержать беглеца, протянул ему полный золотой рог. Парень взял рог, но пить не стал, а выплеснул напиток позади коня и поскакал дальше. Наконец он добрался до крутого склона над домом, в котором тоже жили тролли. Эти тролли враждовали с его преследователями и крикнули ему: «Не скачи, где гладко, скачи, где шершаво!» Парень последовал их совету и свернул на ржаное поле. Туда тролли не смогли последовать за ним, но со злости крикнули ему вслед: «Над твоим домом красный петух прокукарекает!» И в тот же миг его дом загорелся!
Кто знает, может, на месте этого дома стоял отель? А последнее здание продержалось дольше предшественников, потому что сместили его немного, метров на 40, чтобы побольше смотровую площадку сделать?
Для удобства постояльцев на территории, прилегающей к отелю, множество уютных уголочков организовано. В романтично-деревенском стиле.
Однако туристам, заезжающим сюда автобусами, не всегда удается отыскать их. Почему? Во-первых, красота завораживает, и замираешь надолго, будто испил зелья троллинового, и окаменел от него… Во-вторых, за отведенное время особо все равно не насладишься, в каждом из местечек захочется немного расслабиться, посидеть, проникнуться. А некогда!
Так что придется в планы посещения поставить на денек-другой.
А не успели они увидеть:
— немецкий ДОТ с собственным именем "Лорелей", из которгошоссе на Берген простреливается насквозь,
— камень Wilhelmshoi, установленный в 1895 году в честь посещения Сталхейма немецким императором Вильгельмом II, ярым фанатом фьордов и Западной Норвегии,
— артефакт, оформленный в виде круглого стола, похоже, неопознанный «привет» со времен археологических раскопок начала прошлого века. Когда передвигали отель много чего интересного нашли,
— рядом с отелем расположен музей на открытом воздухе "Stalheim Folk Museum", куда свезены старинные дома со всей округи.
Так что если приедем – скучать не придется, есть что посмотреть, даже если дождь пойдет. В отеле, кстати сказать, множество коронованных и прочих видных особ проживать изволило. Может, после какого-нибудь принца номер достанется?!
На обратном пути люди осмелели, уже не все время зажмуривались от страха. Поэтому мы тоже имеем удовольствие кое-что увидеть.
.