Столица Литвы Вильнюс и сейчас, и всегда, отличался большим этническим и религиозным разнообразием. Об этом красноречиво говорит большое число вариантов названия города: белорусское — Вильня, польское — Вильно, русское — Вильна. Сейчас литовского населения здесь меньше шестидесяти процентов (в отличие от Каунаса, где 93% и который был столицей в 1919-1940 годах Временная столица Литвы), а оставшуюся долю разделяют поляки, русские, белорусы, украинцы и представители десятков других национальностей. Такое было характерно для столиц крупных империй, вроде Вены, куда съезжались в поисках славы, богатства и просто лучшей доли жаждущие хлебнуть из казавшегося неиссякаемым источника столичного благоденствия. Оно и понятно — часто на фоне бедных окраин столицы сияли золотом как Солнце, вот и манили погреться.
Первой столицей Великого княжества Литовского был Новогрудок, расположенный в современной Гродненской области Беларуси Первая столица Великого княжества Литовского. Однако у Новогрудка как у столицы крупного государства сразу же выявились недостатки: это был как проходной двор для всех, кто жаждал уничтожить едва появившуюся, но уже заявившую о своих амбициях державу. В Новогрудке не было городских стен для защиты и не было, как сейчас бы сказали, транспортной инфраструктуры. В то время роль автобанов и железной дороги играли реки, по которым перевозились грузы. Связи с морем по рекам у города не было, поэтому надо было искать другой город на роль столицы.
Официально, в 1323 году великий князь Гедимин объявил Вильню (официальным языком тогда был старобелорусский, поэтому и название не на литовский манер) своей столицей. Дискуссионным является вопрос о том основал ли Гедимин город или просто выбрал уже существовавший, удалённый от опасных границ и с хорошим транспортным сообщением, город для столицы. Легенда говорит о том, что Гедимин охотился в тех краях, лёг поспать и во сне увидел волка на высоком холме, который очень громко выл. Сон растолковали так: если Гедимин создаст здесь город, то слава о нём и его стране разнесутся далеко как вой того волка.
Как бы то ни было, но без Гедимина столичные перспективы городка, пусть и существовавшего, были бы весьма туманны. Поэтому в городе многое называется именем Гедимина:
1. Проспект Гедимина.
Это бывшая главная улица города, а теперь полностью пешеходная улица в праздничные и выходные дни в историческом центре с магазинами, тавернами и бутиками, расположенными на первых этажах прекрасных, хорошо сохранившихся (хорошо отреставрированных) зданий.
2. Башня Гедимина.
Помните легенду про воющего на холме волка? — Вот на том самом холме был заложен замок, от которого спустя шесть веков осталась лишь одна башня — Башня Гедимина.
К восьмиугольной и трёхэтажной башне можно подняться по крутой тропочке
а можно и на фуникулёре за небольшую мзду.
На верху прекрасная обзорная площадка с видом как на исторический центр и старый город, так и на современный район с небоскрёбами.
3. Кафедральная площадь (Площадь Гедимина)
Площадью Гедимина она называлась в советские времена, в годы независимости её назвали Кафедральной по присутствующему на площади Кафедральному собору Святого Станислава и Святого Владислава.
Этот собор, если посмотреть на его фасад,
скорее напоминает музей или театр, но это один из основных соборов города. Колокольня собора стоит отдельно от него, имеет высоту в пятьдесят с лишним метров и привычным для вильнюсцев звоном большого колокола уведомляет о наступлении нового часа, а звоном малого — о прошествии пятнадцати минут. Рядом с этим ансамблем стоит памятник Гедимину.
Эта площадь является центром народных гуляний, праздников и отмечаний каких-либо исторических дат. В частности — празднование столетия независимости Литвы, проходившее весь 2018 год. В самом начале 21 века в Вильнюсе начался масштабный проект по восстановлению Дворца правителей или иначе Дворца великих князей литовских. В полную готовность этот дворец привели как раз к столетию независимости.
То, что хорошо видно с Башни Гедимина, является для многих основной причиной для поездок в Вильнюс — его старый город, который, по площади, крупнейший в Европе. От Кафедральной площади улица Пилес (Замковая) ведёт в центр Старого города — на Ратушную площадь.
Площадь треугольная и некогда на ней размещался рынок. На ней в 16-м веке построили ратушу, а в 1799-м году заменили старую новой, в стиле классицизма, которая и красуется на площади и поныне. Эта ратуша побыла и театром в 19-20-м веках, и музеем в советское время.
Дальше от ратуши продолжение улицы Пилес ведут к единственным сохранившимся воротам некогда окружавшей Вильнюс крепостной стены, в которой, на последнем этапе её существования, было девять ворот. В 19-м веке российские власти разрушили стены, остались лишь их фрагменты и эти единственные ворота, ставшие легендарными — Aušros Vartai (Аушрос Варта), или по-белорусски Вострая брама, Острые ворота.
В верхней части ворот "Погоня", — белый всадник на красном фоне, — герб современной Литвы и Великого княжества Литовского. Её воспел в своём одноимённом стихе Богданович.
На обратной стороне ворота выглядят как небольшая церковь. Верхняя часть ворот стала часовней, куда приходят помолиться Вильнюсской Мадонне. Местные жители уверены в том, что находящаяся в часовне икона Божьей Матери обладает целительной силой.
На воротах имеется "Погоня". Это герб Великого княжества Литовского, представляющий собой скачущего всадника. Сейчас это герб Литвы и в 1991-1995-ых годах был гербом Беларуси (только в другой цветовой схеме). И именно об этой погоне писал известный белорусский поэт Максим Богданович (он писал по-белорусски, но переводил свои стихи на русский, чтобы их могли читать и те, кто не знал его языка):
Только в сердце тревожно почую
За страну свою милую страх, —
Вспомню Острую Браму святую
И бойцов на могучих конях.
В белой пене проносятся кони, —
Рвутся, бьются и тяжко храпят...
Стародавней Литовской Погони
Не разбить, не унять, не сдержать.
С Вильнюсом связана жизнь и творчество не только Богдановича, но и Адама Мицкевича, которого белорусы и поляки одинаково считают своим. Он учился в Виленском университете, где вместе с единомышленниками создал подпольные студенческие группировки. Это студенческое свободолюбие аукнулось ему в 1823 году, когда его арестовали за ту самую связь с подпольными студенческими группами и посадили, а затем вовсе выслали из города.
Именно в Вильнюс в начале двадцатого века началось возрождение белорусской культуры. Здесь издавались газеты на белорусском языке, к примеру, "Наша нива" в 1906-1915-ых годах, редакторами которой были известные в будущем белорусские поэты и писатели Янка Купала, Якуб Колос, Змитрок Бядуля, ставшие маяками и светочами белорусской литературы.
Новый виток истории начался для города после революции. Были несколько попыток установить советскую власть в Литве, но она там не могла удержаться долго. В конце концов, Литва стала независимой, но не увидела Вильнюс не только своей столицей, но даже и в своём составе. Во время Советско-польской войны Польша, едва-едва сама получившая независимость, захватила Вильнюс. Главой Польши тогда был Юзеф Пилсудский. Хоть он не был королём, но как и польских королей, его похоронили на Вавеле, в Кракове. Однако его сердце, по завещанию, должно было быть захоронено в Вильнюсе, на родине его матери, на могиле у её ног.
В 1939 году, 17-го сентября, Красная Армия перешла границу Польши, и Вильнюс, с преобладающим тогда белорусским населением, стал частью Белорусской Советской Социалистической Республики. А в 1940-м когда Литва стала частью СССР, Вильнюс и весь Виленский край был передан ей.
Расположенный всего в 180 километрах от Минска, Вильнюс, получается, расположен ближе к белорусской столице, чем любой белорусский областной центр. Граница и Шенген разделяют, но история и культура объединяют. Беларусь, Литва и Польша, некогда объединённые в единые государства, повлияли на культуру друг друга, смешались, и продолжили развиваться самостоятельно с частью других культур в себе. Вильнюс был на перекрёстке путей с Запада на Восток, с Севера на Юг, он был столицей Великого княжества Литовского, которое в период своего расцвета контролировала территорию от Балтийского до Чёрного морей и включало территории Эстонии, Латвии, Литвы, Беларуси, части территорий Украины, России и Польши. Как и в любую столицу многонациональной империи, в Вильнюс стекались творцы, искатели счастья и мечтатели, которые воспевали её в своих произведениях, создавали её и несли славу о ней далеко-далеко, как вой того волка из сна Гедимина.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Очень интересно вы рассказываете про связь с Белоруссией. Меня тут смущает только языковые различия. Польский, белорусский и украинский — родственные, но литовский из совсем другой языковой группы. А мы знаем, что язык — это и культура и менталитет. Не связывается у меня как-то белорусы с прибалтами. но вам виднее))
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сейчас в Европе мононациональные государства, поэтому я понимаю почему культура, менталитет и язык впрягаются в одну упряжку. Вспомнить хотя бы СССР... Там десятки народов со своими языками и культурой, но неужели их ничего не объединяло? — За 70 лет были налажены связи между всеми республиками, были общие достижения, общие праздники, общие ценности. Так то за 70 лет, а Беларусь и Литва были вместе с 1253, когда началась история Великого княжества Литовского (языком делопроизводства там изначально был, кстати, старобелорусский) до, фактически, 1990-года. И в этой обстановке не было такого резкого, как сейчас, разделения по национальному признаку. Вот Адам Мицкевич, к примеру, писал по-польски. Но родился он на территории современной Беларуси и писал о своих родных землях, о природе, о легендах. Поэтому его своим считают и поляки, и белорусы. Или известный Тадеуш Костюшко, поднявший восстание против Российской империи в 1794 году, и которого считают национальным героем в Польше, Беларуси, Литве, США, тоже мультинационален по происхождению. Можно ещё привести пример Калиновского, поднявшего восстание в 1863-1864 годах и ратовавшего "за свободу Литвы", но Литвы не в современном понимании, а той Литвы, что объединяла многие народы. Писатели, художники, новаторы, история войн и побед (против крестоносцев, к примеру) — они объединяли лучше дипломатов и политиков.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
В Вильнюсе действительно раньше основным языком был родственный русскому и белорусскому, на нем говорили литовские князья. В Литве и сейчас можно встретить разные диалекты, а ближе к Польше, да и в самом Вильнюсе многие говорят на польском. Да и русский тут еще со времен СССР довольно распространен.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: