Пергамский музей в Берлине (Pergamonmuseum) как пещера чудес Аладдина даже для тех, кто не является экспертом в истории и археологии. Тут можно за один час узнать о древней истории больше, чем ты смог узнать за всю жизнь. Ввиду мнения большинства людей о музеях (скучные, выставки неинтересные, с тьмой черепков и осколков, интересных только тем, кто их нашёл), а также того, что внимание людей привлекают большие предметы, Пергамский музей обходит многие музеи мира по широте размаха. Здесь переход из одного зала в другой создаёт ощущение смены не помещения, а эпохи и цивилизации. Реальные архитектурные сооружения древности в полном масштабе создают эффект присутствия: ощущения такие, будто ты в центре города Древней Греции или посреди улицы Древнего Вавилона. Посему это самый посещаемый музей Германии и один из самых посещаемых музеев мира, что порождает следующую проблему: попасть туда можно только простояв в очереди не менее получаса.
Сам музей расположен в компании других музеев на знаменитом Музейном острове Берлина, делающего этот город одним из самых значимых культурных центров Европы и мира. Можно купить билет в интернете как в один Пергамский музей, так и суточный билет, по которому можно осмотреть и другие музеи острова. Этот вариант выгоднее, чем брать отдельные билеты в каждый музей. Да и покупка билета в интернете избавит от необходимости стоять отдельную очередь в кассу.
Сейчас Пергамский музей переживает многолетнюю реставрацию, которая продлиться до 2023 года, чтобы преобразить помещения, в которых выставляется главный и самый крупный экспонат музея, ради которого музей строился и по названию которого получил своё собственное, — Пергамский алтарь. Фотографии из Интернета, как старое изображение, так и его изображение в ремонтируемом ныне зале.
Так будет выглядеть после реконструкции знаменитый, величественный и впечатляющий Пергамский алтарь.
Алтарь не имеет отношения к христианству. Он был возведён правителем древнего города Пергам (сейчас территория Турции) после победы над племенами варваров. На алтаре изображены сцены борьбы богов со звероподобными чудовищами. Аналогия битвы, которую "цивилизованные" люди во главе с Пергамом вели с дикими племенами.
К слову о том как это и другие архитектурные шедевры оказались в Берлине и в этом музее вообще. Германская и Османская империи долгое время были очень дружны. Немцы часто привлекались к проектированию и прокладке дорог, строительства иных сооружений и, в общем, к инфраструктурным проектам. Так в 19 веке Карл Хуман, немецкий инженер, руководил постройкой железных дорог на территории Турции. Побывав в Пергаме и узнав, что там не проводились полномасштабные археологические раскопки, он предположил, что под землёй могут скрываться археологические ценности. Он добился от Германии финансовой поддержки, а Германия добилась от Турции права на раскопки и всех прав собственности на всё найденное. Так Пергамский алтарь по частям был доставлен в Берлин. Для столь масштабного сооружения было решено построить отдельный музей, который внешне напоминал сам алтарь. Алтарь, увы, реконструирован не полностью, только его передняя часть.
Однако и без своей жемчужины музей восхищает. В частности, Воротами Иштар из Древнего Вавилона.
Ворота Иштар
Древний город Вавилон имел 7 ворот, носящих имена вавилонских богов. Одни из ворот, северные, — Ворота Иштар — названы в честь богини любви и красоты, аналогичной Афродите в Древней Греции. Построены были ещё при Навуходоносоре. За воротами начиналась знаменитая Дорога процессий, которая вела к храму Мардука — покровителя города, женой которого была как раз Иштар.
На Новый год золотая статуя Мардука проносилась по Дороге процессий к Воротам Иштар. Такое вот романтичное семейное воссоединение.
В ходе раскопок экспедиция немецкого археолога Роберта Колдевея обнаружила руины Вавилона, после чего из привезённых в Берлин кирпичей Ворота Иштар были восстановлены. Сейчас, в Пергамском музее Берлина реконструированные по кирпичику ворота поражают синевой глазурованной отделочной плитки, своим масштабом и изображениями животных, в том числе и несуществующих. Частично восстановлена и вышеупомянутая Дорога процессий, стены вдоль которой украшены той же плиткой с изображением почитаемых в Вавилоне животных.
Ворота Милетского рынка.
Античный город Милет известен своим уроженцем, известным философом и математиком Фалесом Милетским, теорему которого все учат ещё в школе. Раскопки в районе этого античного города, находящегося на территории современной Турции, проводил немецкий археолог Теодор Виганд. Как и прочие крупные архитектурные шедевры большого размера, Милетские ворота привезли в Берлин тоже по частям, но части были крупными.
Ворота рынка восстановлены в натуральную величину, 2/3 ворот это те самые части, которые привезены с раскопок. Остальное — мрамор, добавленный при реконструкции.
В этом же зале есть римская мозаика.
Фриз Мшатты
Когда в 8 веке нашей эры один халиф решил построить себе шикарный дворец на территории современной Иордании, он не знал, что не доживёт до окончания строительства дворца. В итоге, недостроенный дворец стал ветшать и позже был разрушен землетрясением. Иордания принадлежала в то время Османской империи, которая имела хорошие отношения с Германской империей.
Султаном Османской империи в Германию был передан фриз (декоративная горизонтальная полоса или ленты, украшающая часть архитектурного сооружения). Дворец назывался Мшатта, ну а фриз именуют Фризом Мшатты.
Некоторые турецкие политики периодически высказываются, видимо, приличия ради, что найденные когда-то немцами в Турции архитектурные шедевры должны быть возвращены. И тут возникает дискуссионный вопрос о том, что оказалось лучше для истории, архитектуры и искусства: забрать их в иностранные музеи, чтобы миллионы людей могли ими любоваться, или оставить их на месте их нахождения и способствовать их реконструкции. И тут стоит вспомнить непростую историю Германии... Две мировые войны, бомбардировки Берлина, разделение страны и города, — несмотря на всё это, наследие всего человечества было сохранено. Страшно предположить что было бы с Воротами Иштар, останься они на территории Ирака...
Потерянной для человечества могла бы оказаться и знаменитая Алеппская комната из одноимённого города. Принадлежала она, кстати, христианину, купцу. Что в очередной раз доказывает, что если у двух разных культур и религий есть желание сотрудничать, для этого найдутся тысячи возможностей.
Взять для примера Пергамский музей и его судьбу после Второй мировой войны. Большое количество предметов было утеряно и вывезено из Германии. В частности, Пергамский алтарь был вывезен в СССР и с 1954 года выставлялся в Эрмитаже, доступный для всех. И только в 1958 году алтарь был возвращён в ГДР.
В любом случае, политика политикой, а искусство вне её, оно не принадлежит немцам, туркам или англичанам, искусство это собственность всего человечества. А Пергамский музей это сокровищница культурного наследия всего мира.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: