Древний Куриум или основанный в XII веке до нашей эры греками-микенцами, участвовавшими в легендарной Троянской войне, город Курион (Курий, Kourion, греч.- Κούριον, лат. Curium) со временем стал одним из могущественнейших городов-государств на Кипре. А в наши дни останки тысячелетних зданий, храмов, колонн, мозаик, найденные при раскопках, составляют памятник древности под названием Археологический парк «Курион».
Кому именно пришло в голову заложить здесь город, неизвестно. Но по утверждению Геродота инициаторами стали южные греки, жители Аргоса с полуострова Пелопоннес. Их-то и считали жители Куриона своими потомками.
А название увлеченные легендами греки, часто путавшие мифы с реальностью, связывали с Куреусом, сыном мифического царя Кинира. Были и версии, что название «Курион» произошло от имени правителя с именем Куриос.
Древний Куриум виден издалека. И место на фоне морского пейзаже чрезвычайно живописное, хотя не из-за эстетики оно было выбрано под строительство города.
Курион был возведен на плато на вершине 70-метрового утеса с отвесными краями неслучайно: при обороне города такое расположение давало стратегическое преимущество, а открытая гавань залива Епископи дополнительную защиту, к тому же близость плодородной долины обеспечивала горожан пропитанием. Жители обрабатывали близлежащие земли, выращивая на них все, что росло, и занимались рыбным промыслом.
Как город-государство, которым правили местные цари, простирался от долины реки Курис, захватывая мыс Гата (Кошачий), часть горной гряды Троодас с винодельческими деревнями и земли до современного Лимассола. И состоял он из более чем 30 строений разного назначения преимущественно из известняка. В комплекс его входили административные сооружения, храмы, виллы знати и дома горожан, амфитеатр, термы с бассейнами для купания, большой греческий форум и стадион.
В разное время здесь хозяйничали греки, римляне и византийцы. В период расцвета население города составляло порядка 20 000 жителей.
А как государство Курион был упразднен Александром Македонским, который ввел демократические гражданские законы и местное самоуправление.
Прежде чем перенестись на несколько тысячелетий назад, пронзив пространство и время, ценители исторических экскурсов обычно останавливаются у макета под стеклом, это своего рода карта путешествия по древнему городу.
В нескольких шагах от входа в парк под навесом Дом Евстолиоса (Eustolios House) – вилла-перистиль с римскими термами (IV-Vв.в.), с 35 комнатами с 2 внутренними дворами. Надпись на одной из мозаик у входа гласит: «Эвстолиос, куриец, увидел жалкое прозябание соотечественников и решил, как когда-то Феб (Аполлон, покровитель Куриона), подарить городу бани и защищённое от ветра убежище».
Такой «Дом для народа» служил местом отдыха общественности, а то, что мы видим сегодня – результат реконструкции, проведенной в годы правления императора Феодосия II (408-450 гг.н.э.)
Здесь же, пройдя по специально сделанным для посетителей мостикам, можно разглядеть термы — древнеримские бани с подогреваемыми полами.
Горячий воздух там циркулировал между основным полом и кафельным, поддерживаемым столбиками из высокопрочной глины. В бане, как и положено, было помещение где встречали посетителей, где они могли, отдыхая, общаться после процедур; раздевалка (аподитерий), «холодные» бани (фригидарий) с бассейнами для омовения холодной водой, «теплые» бани (тепидарий) для адаптации тела к повышенной температуре и «горячие» бани (кальдарий), что-то вроде современной парилки.
В стенах, куда подавался горячий воздух, были проложены глиняные трубы. Сохранились и некоторые подземные помещения, где размещались очаги для подогрева воздуха в банных помещениях.
По дороге к Амфитеатру минуем рядовой «Римский дом» без мозаик и мраморных колонн, печальную известность которому после землетрясения принесла погребенная под камнями семья, где мать укрывает собой ребёнка, а отец – их обоих.
Амфитеатр, сооруженный во II веке до н.э. – самый яркий памятник греко-римской эпохи. Он пережил ряд разрушительных катастроф, не раз перестраивался, но несмотря на свой 4000-летний возраст неплохо сохранился. Когда-то на его сцене ставились пьесы Эсхила и Еврипида, Аристофана, прозванного «отцом комедии», и трагика Софокла.
После разрушений 77 года н.э. театр не просто был отстроен заново, а украшен и расширен, в нем могло разместиться уже до 3,5 тысяч зрителей. Кроме театральных постановок, в нем проводились собрания, а с III века в программу зрелищ внесли разнообразие гладиаторские бои с хищниками. Но кровь на арене видимо ненадолго увлекла зрителей, и театр снова вернулся к пьесам авторов-классиков.
Обрушившееся новое землетрясение уничтожило амфитеатр. Восстанавливая город, камни из него использовали для постройки жилищ.
Руины театра обнаружили в середине прошлого века, а в 1961-м году уже восстановили, за полукруглой сценой устроили современные театральные подмостки, и используют их в настоящее время по назначению.
Каменные сиденья, прогретые (точнее, раскаленные) солнцем, великолепная акустика и чарующий вид на лазурное море, уходящее за горизонт, и окрестности с оливковыми рощами и виноградниками — прекрасные условия для восприятия искусства.
С театральной площадки частично виден Дом Землетрясения – это частный дом, руины которого запечатлели картину жизни города в момент катастрофы.
Экскурсия с группой не предполагает полного осмотра парка, покажут лишь небольшую часть в целях ознакомления с примечательным местом и поехали дальше по программе, по которой за несколько часов надо успеть побывать в нескольких местах. Из-за дефицита времени мы увидели минимум из сохранившихся развалин Древнего Куриума. Да в полуденный зной, когда солнце печет нещадно (а кондиционер только в автобусе) и это немало.
Хотя руины они везде руины, но чуть дальше есть еще:
— раннехристианская базилика V века н.э., воздвигнутая на мете бывшего кафедрального собора первых епископов Куриона. Постройка относится к раннему этапу христианства (свидетельства тому изображения рыб и голубя — символы раннего христианства), в подобных ей общественных постройках, существовавших в древнем Риме, проводились собрания, судебные процессы, заключались торговые сделки, и лишь с IV века базилика стала культовым зданием.
— Римский форум (или Агора) – рыночный комплекс с несколькими зданиями и водопроводом III века н.э. (найденные в 1975-1997г.г.) и
— Галерея-портик с колоннадой из 16 мраморных колонн, окружающая площадь.
— Римская Нимфея – древнегреческий храм, посвященный нимфам – богиням воды, в котором совершались обряды поклонения и омовение. Когда-то это святилище нимф с источниками, мраморными скульптурами и бассейнами в помещениях для отдыха было одним из самых величественных сооружений в Курионе. Строить Нимфейон начали в I веке н.э. и потом его достраивали и расширяли неоднократно.
В отделении руины Дома с триклинием. За ним находился некогда окруженный крытыми галереями Дом гладиаторов, как и прочие римские постройки в городе получивший свое название благодаря напольным мозаикам в центральном и внутреннем дворах, изображающих гладиаторов на тренировке и в сражении, даже с указанием имен действующих лиц.
Интересен прекрасно сохранившейся мозаикой в зале для приема высоких гостей и Дом Ахиллеса. По сюжету на ней Ахилл, переодетый купцом, называет Одиссею свое имя. Есть и фрагменты, где Одиссей с помощью украшенного оружия раскрывает обман (мать Ахилла Фетида спрятала сына среди девушек, облачив в женские одежды, чтобы оградить его от похода на Трою). Изображения на стенах с мотивами из жизни Ахиллеса и событий Троянской войны и дали название дому, некогда принадлежавшего римскому вельможе из знатного рода.
Руины знаменитого стадиона «Курион» — единственная сохранившаяся спортивная арена на Кипре, вместимостью до 7 тысяч зрителей, где проходили соревнования по классическому олимпийскому пятиборью (пентатлону), гонки на колесницах и лошадиные скачки. Построен во II веке н.э и после землетрясения не восстанавливался.
Западнее города развалины храма Аполлона Гилата, которого считали покровителем города Курион.
Толстый слой земли скрывал останки древнего города до 2-ой половины XIX века. Первые раскопки в 1873 году здесь начали в поисках кладов золотоискатели, гонимые духом авантюризма. И уж конечно не с мыслями осчастливить мир, но, тем не менее, жажда наживы привела к открытиям. «Искатель сокровищ», итальянец по происхождению и он же американский консул на Кипре Луиджи Пальма ди Чеснола нелегально вывез в США большую часть найденных экспонатов, которые частично выставлены в Нью-Йоркском музее «Метрополитен».
Лишь в 1933 году Департамент Древностей Кипра вместе с Университет Пенсильвании (США) начали официальные раскопки античного города. Они продолжаются и ныне, всё найденное размещают в небольшом музее в деревушке Епископи, рядом с местом раскопок.
Хотя официальная история античного Куриума ведется с XII века до н.э., есть свидетельства существования города еще в эпоху неолита. Найденный в гробнице «золотой жезл» XI века до н.э., подтверждающий период основания городища, хранится сейчас в Археологическом музее в Никосии.
А находки археологов, найденные на скалистом плато, относятся в основном к 3 периодам: эллинистическому, римскому и раннехристианскому.
Урон городу периодически наносили войны, но природные стихии превзошли все их вместе взятые. Очередное 11-бальное землетрясение, произошедшее 21 июля 365 года, после которого остров захлестнуло мощное цунами, практически стерло с лица земли многие города по всему Средиземноморью.
Но отстроенный практически заново Курион в VII веке из-за частых набегов арабских пиратов был навсегда покинут жителями. Так разоренный город, просуществовавший с глубокой древности до средних веков, в котором около 2 тысячелетий кипела жизнь, превратился в каменоломни, и ничего не осталось от былого величия.
А много ли осталось мест на земле со следами античности? Во всяком случае, одним из них, еще хранящим остатки древнегреческой культуры, является древний Куриум на Кипре.
Это один из удивительных и самых притягательных экскурсионных объектов, куда не иссякает поток туристов и фотолюбителей, приезжающих за интересной историей, захватывающими дух панорамными видами
и приятными прогулками среди белокаменных развалин под палящим солнцем и бездонным куполом южного неба, разве что ни в туниках и не в сандалиях с лавровыми венками на голове, как в глубокой древности.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.