Поделитесь своими впечатлениями!

Фото с флагом Турбины со всего мира
 
ariana
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 23 фев 2012

Колхоз во мне

 

Многие на свете озадачены поисками "своего места" на земле (в геосмысле). Одна моя русская подруга почувствовала, что приехала домой, оказавшись в Таиланде, другая пишет про Уганду. Муж обожает Амстердам и скучает по нему, как по родному. Еt cetera... Ну а я, влюбляясь с головой в любое место, где бы ни оказалась и ни окажусь, с каждой новой точкой на земле теряю надежду, что обрету в сердце то самое заветное "своё". А оно, может быть, совсем рядом.

Недавно посмотрела фильм Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", и такая тоска опять скрутила по деревне. Моя бабушка Надежда Сергеевна после моего рождения жила с нами в городе, ее деревенский дом был превращен в дачу, и настоящей сельской жизни там я не застала. Бабонька уезжала туда на лето. И когда к ней подтягивалась после отдыха в каком-нибудь лагере и я, мы ходили по гостям — к ее братьям и другой родне. Я и не знала, и предположить не могла ни тогда, ни даже несколько лет назад, что деревня с её простыми, ласковыми, радушными жителями так вольется в меня и так во мне растворится! Но однажды почувствовала остро — прямо в крови будто сидит у меня любовь к ней, да так, что не отцедить никогда и никакими способами.

"Историю Аси" можно ругать, но я Кончаловскому кланяюсь за то, что записал на плёнку ту, нашу русскую, советскую, живую, настоящую, неподдельную деревню на память. Смотрела фильм и угадывала: Поволжье, Новгородчина. Затем прочитала о картине — и правда, в точку. Недалеко снимали от моей пензенской земли, с которой у Новгородчины одно только отличие, наверное: на "а" у нас не говорят. Остальное: люди, быт — всё одно. И время, и настроение в фильме — те, которые мне посчастливилось застать в деревне. Заносило меня со старшими четвероюродными сестрами да братьями и с другой родней на самые разные колхозные участки. И видела я и стада, и горы пшеницы, и слышала рокот тракторов в поле, и улыбались мне чумазые трудовые лица в страду.

Сидит любовь к деревне безопасным осколком в груди, свербит без конца. То вспомню деревенскую темень, лай собак и огонечки в домах, то, проходя мимо бурьяна у нас в Подмосковье, едва сдерживаю в себе желание упасть ниц в душистую колючую зелень и лежать, и вдыхать, пока кто не окликнет.

...Хочу войти во двор дома хлебосольных родственников своих Бабушевых, почуять запах сена и кормов, услышать мычание коровы и квохтанье кур, встретить кошку на крыльце, очутиться в ароматных сенях, затем дернуть за дубовую, обитую чем-то теплым дверь и войти в избу. И увидеть с порога печь и дышать, дышать, дышать её запахом: дров, угля, золы и приготовленной в ней пищи и свежеиспеченного хлеба. Пройти дальше — а там в углу образа. Перекреститься, поклониться, зажечь лампадку в память о тех, кто ушёл. Уловить тонкий запах ладана и свечей, припасенных для поминовений. А в распахнутое окно тем временем льется в комнату аромат огорода и земли. В темном чуланчике подвешены пучки трав — сохнут, чтоб зимой лечить от простуды. Пчела бьется о стекло, жужжит. На другом стекле бабочка. И муха носится по комнате. И сесть бы за стол. И пить молоко из алюминиевой кружки, нахваливая. И заговорить с хозяйкой, и перейти на её стиль беседы, отвечать нараспев, как говорят в тех краях, и проглатывать нарочно окончания. И слушать песню внутри себя: "я дома, дома, дома я..." Через пару дней или недельку я, конечно, скажу: "Спасибо, нагостилась, поеду обратно в столицу". И уеду, и увезу с собой тепло и обновленные впечатления о запахах и звуках нашей русской деревни. И опять буду тосковать до слёз.

Шаманов Борис Иванович (1
8

Автор: ariana

Шаманов Борис Иванович (1931-2008), "Деревенское окно", 1960

P.S. Здесь отрывок из фильма "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж": youtube.com/watch?v=_4b5qb50G… Вот по таким людям я скучаю, как дед Тихомир. В фильме все герои, кроме двух актрис — жители села Безводное Горьковской области. Рассказ дедушки — о встрече с женой после долгих лет войны и лагерей.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
1 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Россия
сообщить модератору
  • Norisfox
    помощь
    Norisfox
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 окт 2011
    9 июл 2015, 22:02
    удалить
    Здорово найти свое место на земле! Пусть и не надолго, пусть на 2 недели, но свое!
  • ERCHOV
    помощь
    ERCHOV
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009
    9 июл 2015, 23:26
    удалить
    Про деревню мне понравилось. Но понравилось что — стиль изложения. Ирина великолепный автор — тут не поспоришь.

    Теперь перейдём к вопросу по существу. Ирина женщина, поэтому она посмотрев фильм, даёт на него ссылку. Кончаловский снимал Ассю в 1967 г. — в год моего рождения.
    Один из геров деда вполне логично спрашивает: "А ты за что сидел?"
    Тот отвечает: "А ни за что. В камере (или на пересылке) нас было 42 человека..." Ну и далее пошёл текст, наполненный великолепным русским языком... Таким образом, режиссёр фильма перетащил внимание с одного вопроса на другой — герой фильма сидел ни за что. И далее, выслушав все его монологи, нам (зрителям) предлагается в это "ни за что" поверить.
    Жизнь наша конечно сложна, и ситуации были, бывают и будут разные. Мне тут хочется привести пример из "Один день Ивана Денисовича". Одному из героев впаяли 10 лет. За что? Шёл дескать от немцев и пришёл на передовую Красной Армии. Ничего вредного не сделал, но за это "ни за что" особисты впаяли 10 лет. Казалось бы бред! Вот она сталинская система перегибов в действии!
    Однако тут всё не так просто. Немцы направляли к нам в тыл в большом количестве всевозможных диверсантов. В немецких лагерях наших военнопленных готовили и забрасывали к нам в тыл. Если диверсанта взяли органы СМЕРШа — его практически всегда расстреливали (25 лет в этом случае давали редко). Но если перебежчик сдавался — ему обычно давали 10 лет. Вроде как и навредить он ничего не сумел, сам сдался — но в ряды Красной Армии таких людей принимать было нельзя. Это и называется — 10 лет "ни за что".

    Пример из другой оперы. В августе 1941 г. немцы окружили и разгромили несколько наших армий на Украине в районе Умани. Войсками командовал генерал Понеделин. Он попал в плен. В 1945 г. он попал из американской зоны оккупации в СССР. Пять лет Понеделин был под следствием. В 1950 г. генерала расстреляли по решению суда. Там была формулировка "за невыполнение воинской присяги, за трусость и паникёрство..." Это всё конечно лозунги, но тем не менее в вину генералу вводилось, что он, попав в плен, выдал немцам все тактические схемы расположения своих частей. Это уже серьёзно!
    И тем не менее, если следствие шло 5 лет, то реабилитировали Понеделина с восстановлением всех наград и званий в 1956 г. в течении одной недели.
    Ира, извиняюсь, что загрузил своим текстом. Просто меня возмутила фраза, где герой Кончаловского походя врёт зрителю.

    Впрочем, либералам, принципиально не въезжающим в политику, такой фильм должен понравиться....
  • 097mcn
    помощь
    097mcn
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 авг 2011
    9 июл 2015, 23:41
    удалить
    ERCHOVнаписал 9 июля в 21:26


    Ира, извиняюсь, что загрузил своим текстом. Просто меня возмутила фраза, где герой Кончаловского походя врёт зрителю.
    Впрочем, либералам, принципиально не въезжающим в политику, такой фильм должен понравиться....


    Ну, случаи-то разные были.
    Хотя современные историки приводили уже статистику — большинство вернувшихся из плена солдат после проверки в фильтрационных лагерях шли вовсе не в Гулаг, а обратно в армию или в народное хозяйство. В Гулаг отправляли тех, кого по результатам следствия обвиняли в предательстве. Но интеллигенты и либералы считают, что проверка в фильтрационном лагере это уже Гулаг.

    А вообще, Макс, что ты прицепился к человеку, тут же не кино обсуждают :)
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 00:09
    удалить
    ERCHOVнаписал 9 июля в 23:26

    Про деревню мне понравилось. Но понравилось что — стиль изложения. Ирина великолепный автор — тут не поспоришь.

    Теперь перейдём к вопросу по существу. Ирина женщина, поэтому она посмотрев фильм, даёт на него ссылку. Кончаловский снимал Ассю в 1967 г. — в год моего рождения.
    Один из геров деда вполне логично спрашивает: "А ты за что сидел?"
    Тот отвечает: "А ни за что. В камере (или на пересылке) нас было 42 человека..." Ну и далее пошёл текст, наполненный великолепным русским языком... Таким образом, режиссёр фильма перетащил внимание с одного вопроса на другой — герой фильма сидел ни за что. И далее, выслушав все его монологи, нам (зрителям) предлагается в это "ни за что" поверить.
    Жизнь наша конечно сложна, и ситуации были, бывают и будут разные. Мне тут хочется привести пример из "Один день Ивана Денисовича". Одному из героев впаяли 10 лет. За что? Шёл дескать от немцев и пришёл на передовую Красной Армии. Ничего вредного не сделал, но за это "ни за что" особисты впаяли 10 лет. Казалось бы бред! Вот она сталинская система перегибов в действии!
    Однако тут всё не так просто. Немцы направляли к нам в тыл в большом количестве всевозможных диверсантов. В немецких лагерях наших военнопленных готовили и забрасывали к нам в тыл. Если диверсанта взяли органы СМЕРШа — его практически всегда расстреливали (25 лет в этом случае давали редко). Но если перебежчик сдавался — ему обычно давали 10 лет. Вроде как и навредить он ничего не сумел, сам сдался — но в ряды Красной Армии таких людей принимать было нельзя. Это и называется — 10 лет "ни за что".

    Пример из другой оперы. В августе 1941 г. немцы окружили и разгромили несколько наших армий на Украине в районе Умани. Войсками командовал генерал Понеделин. Он попал в плен. В 1945 г. он попал из американской зоны оккупации в СССР. Пять лет Понеделин был под следствием. В 1950 г. генерала расстреляли по решению суда. Там была формулировка "за невыполнение воинской присяги, за трусость и паникёрство..." Это всё конечно лозунги, но тем не менее в вину генералу вводилось, что он, попав в плен, выдал немцам все тактические схемы расположения своих частей. Это уже серьёзно!
    И тем не менее, если следствие шло 5 лет, то реабилитировали Понеделина с восстановлением всех наград и званий в 1956 г. в течении одной недели.
    Ира, извиняюсь, что загрузил своим текстом. Просто меня возмутила фраза, где герой Кончаловского походя врёт зрителю.

    Впрочем, либералам, принципиально не въезжающим в политику, такой фильм должен понравиться....


    Максим, за что или "ни за что" (почти) — меня, конечно, как женщину, это мало волновало теперь, когда историки все разворошили растолковали и перетолковали. Меня взволновало, как близкие люди встретились спустя столько лет разлуки. Как молчали, не зная с чего начать. И дед с его манерой рассказа — это ж клад! Пойди таких поищи сейчас вокруг себя. Поэтому, несмотря на то, что фильм очень неоднозначный, и кланяюсь Кончаловскому. Если б не он, весь из себя такой спорный еврорусский, — никто б русскую деревню на плёнку не записал. И не ласкали бы мой слух эти патриархальные речи. А в одной своей памяти — поди-ка их возобнови!! Не выйдет...
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 00:13
    удалить
    097mcnнаписал 9 июля в 23:41

    Ну, случаи-то разные были.
    Хотя современные историки приводили уже статистику — большинство вернувшихся из плена солдат после проверки в фильтрационных лагерях шли вовсе не в Гулаг, а обратно в армию или в народное хозяйство. В Гулаг отправляли тех, кого по результатам следствия обвиняли в предательстве. Но интеллигенты и либералы считают, что проверка в фильтрационном лагере это уже Гулаг.
    А вообще, Макс, что ты прицепился к человеку, тут же не кино обсуждают :)


    Спасибо за поддержку. Кино можно обсуждать, отчего же нет. К слову. У бабушки моего мужа четырех мужей расстреляли. Дедушка его — пятый. За что или не за что — разве ж теперь разберешь. Светлая память всем. И тем, кто предал ненароком, и тем, кто устоял, и тем, кто запутался да ошибся. Все они наши — русские, советские. Все — носители нашего языка, культуры, музыки нашей души.
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 00:16
    удалить
    Norisfoxнаписала 9 июля в 22:02

    Здорово найти свое место на земле! Пусть и не надолго, пусть на 2 недели, но свое!


    Лена, да, всё меняется. Там, где вчера был мёд — пресность и безвкусие. И ищем новых мест. И нет покоя:)
  • ERCHOV
    помощь
    ERCHOV
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009
    10 июл 2015, 00:41
    удалить
    Ира, мне кажется, тебе город Мышкин и в частности вот этот музей понравится — Музей, где каждый вспомнит что-то своё - знакомое и родное
    Извиняюсь за откровенный пиар, но Мышкин всего 300 км от Москвы.
  • Omite
    помощь
    Omite
    в друзья
    в контакты
    С нами с 25 сен 2011
    10 июл 2015, 07:40
    удалить
    Какое счастье иметь любимую бабушку и такие светлые воспоминания о детстве.
  • 1499Sergey
    помощь
    1499Sergey
    в друзья
    в контакты
    С нами с 5 мар 2012
    10 июл 2015, 09:57
    удалить
    Хорошо, когда есть подобные места, где отдыхаешь душой.
  • Nina__Pastuhova
    помощь
    Nina__Pastuhova
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 янв 2012
    10 июл 2015, 11:34
    удалить
    Полностью согласна с Сергеем, это счастье иметь такое место и хорошо бы на всю жизнь...
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 11:54
    удалить
    Omiteнаписала 10 июля в 07:40

    Какое счастье иметь любимую бабушку и такие светлые воспоминания о детстве.


    Бабонька у меня была золотце, самый нежный и близкий человек. Татьяна, спасибо.
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 11:57
    удалить
    1499Sergeyнаписал 10 июля в 09:57

    Хорошо, когда есть подобные места, где отдыхаешь душой.


    А как же это?:)

    Николай Заболоцкий

    НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

    Гони ее от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому,
    Через сугроб, через ухаб!

    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!

    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.

    А ты хватай ее за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.

    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

    1958
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 11:58
    удалить
    Nina__Pastuhova 10 июля в 11:34

    Полностью согласна с Сергеем, это счастье иметь такое место и хорошо бы на всю жизнь...


    Нина, таких мест должно быть много, пожалуй.
  • 1499Sergey
    помощь
    1499Sergey
    в друзья
    в контакты
    С нами с 5 мар 2012
    10 июл 2015, 12:02
    удалить
    arianaнаписала 10 июля в 20:57

    А как же это?:)
    Николай Заболоцкий
    НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    Гони ее от дома к дому,
    Тащи с этапа на этап,
    По пустырю, по бурелому,
    Через сугроб, через ухаб!
    Не разрешай ей спать в постели
    При свете утренней звезды,
    Держи лентяйку в черном теле
    И не снимай с нее узды!
    Коль дать ей вздумаешь поблажку,
    Освобождая от работ,
    Она последнюю рубашку
    С тебя без жалости сорвет.
    А ты хватай ее за плечи,
    Учи и мучай дотемна,
    Чтоб жить с тобой по-человечьи
    Училась заново она.
    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!
    1958


    Бьюсь об заклад, что он написал эти стихи в деревне.:)
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    10 июл 2015, 12:07
    удалить
    1499Sergeyнаписал 10 июля в 12:02

    Бьюсь об заклад, что он написал эти стихи в деревне.:)


    Ахахаха!
  • Donnico
    помощь
    Donnico
    в друзья
    в контакты
    С нами с 31 дек 2011
    Администратор
    15 июл 2015, 10:17
    удалить
    Деревня деревне рознь; как и человек она тащит за собой багаж судеб, эмоций и событий. Я много путешествую по России и довелось ночевать и несколько дней пожить в разных деревнях, у меня всегда очень по-разному — от яркого и радостного чувства бытия до ощущения стены негатива и дремучести
  • Donnico
    помощь
    Donnico
    в друзья
    в контакты
    С нами с 31 дек 2011
    Администратор
    15 июл 2015, 10:17
    удалить
    Рассказ очень понравился, спасибо!
  • ariana
    помощь
    ariana
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 фев 2012
    15 июл 2015, 11:40
    удалить
    Donnicoнаписал 15 июля в 10:17

    Деревня деревне рознь; как и человек она тащит за собой багаж судеб, эмоций и событий. Я много путешествую по России и довелось ночевать и несколько дней пожить в разных деревнях, у меня всегда очень по-разному — от яркого и радостного чувства бытия до ощущения стены негатива и дремучести


    Конечно, реальная деревня — не та, что на лубочных картинках. И я тоже знаю разную деревню. В памяти не сохранилось ничего плохого.
    У памяти есть хорошее свойство — избирательность. Мне нравится, как это сито работает у меня:) Спасибо за отзыв!
  • Donnico
    помощь
    Donnico
    в друзья
    в контакты
    С нами с 31 дек 2011
    Администратор
    15 июл 2015, 14:00
    удалить
    arianaнаписала 15 июля в 10:40

    Конечно, реальная деревня — не та, что на лубочных картинках. И я тоже знаю разную деревню. В памяти не сохранилось ничего плохого.
    У памяти есть хорошее свойство — избирательность. Мне нравится, как это сито работает у меня:) Спасибо за отзыв!


    У меня тоже ничего не осталось негативного конечно, я скорее про восприятие энергетики в моменте!
  • Hanya
    помощь
    Hanya
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 июл 2009
    9 дек 2018, 13:31
    удалить
    Ирина, я хоть и городской житель (родилась в Ленинграде), но росла без бабушек и дедушек, коротая каникулы в пионерских лагерях. И хотя мне очень нравилось там, но всегда хотела иметь бабушку в деревне, к которой можно прильнуть, рассказать все-все, вдохнуть запах тепла и молока. Так мне всегда казалось, и даже было странно, когда подружки называли Бабулю бабкой.
    Все перевернулось, когда я поехала к бабушке мужа в Смоленскую область. Вымирающая деревня с горсткой старых бабок и одного колченогого деда.
    Первым потрясением было то, как улыбчиво и радостно встречали всех приходящих в гости, и как костерили их "за глаза". Второе — совершенно потряс рассказ о немецкой оккупации, когда полицаи из своих были более ненавистны, чем немцы, тайком подкармливающие жителей деревеньки.

    Такую деревню мне не хотелось принимать...
    Хотя по-своему все бабки были заботливыми к нам, молодым...
    При нас уезжала умирать одна из них, и я помню это долгое прощание НАВСЕГДА, которое в силу моей тогдашней молодости я не смогла оценить.
    Может быть, тяжелый физический труд "на земле" привел к некоторой огрубелости, но сейчас, когда никого уже из них нет в живых, нет-нет да и вспомню их...

    Извините за длинный комментарий, зацепили, право слово!
Наверх