ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Астана (Казахстан)
Секция 5. Глобальная стратегическая инициатива:
НООСФЕРНАЯ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Научно-популярное изложение темы
Писатель-публицист, поэт и общественный деятель обращается к законополагающей части Нового Завета – Четвероевангелию;
исследуя христианские основы ноосферного мышления, отмечает его развитие В. И. Вернадским и русскими космистами;
обосновывает создание на рубеже веков Ноосферной этико-экологической Конституции – залога разумного существования человечества…
В третьем тысячелетии от Рождества Христова пора бы нам, сынам человеческим, уяснить в традициях евангельской экзегетики (греч. exegeomai – истолковываю) философские поиски не только смысла нашего явления в мир, но и сути исторического задания венцу Божьего творения.
Не высветит ли тогда активно христианский взгляд события и слова священной истории таким чудесным образом, что подтвердится идея богочеловечества, сотрудничества Божественных и человеческих энергий с прямым возложением на род людской осуществления Божьей воли на Земле?
Проще всего было бы спросить об этом Самого… Но, увы, увы…
Лишь кланяемся с Господином Богом –
Пренебрегает Вышний диалогом…
И приходится опять Благовестие читать:
Благая Весть –
Завет и есть…
Возьми за честь
И труд – прочесть!
И те из нас, которые не скользили по строкам четырех Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, именно в них нашли начатки религиозно-философской идеи бессмертного бытия.
БЛАГОВЕСТИЕ
Еще Ориген (ок. 185-254) – теолог, философ, основатель библейской филологии и автор термина "богочеловек", – подчеркивал, что:
"если тщательно изучить Евангелие во многих отношениях, рассматривая его с точки зрения противоречий, связанных с историческим значением слова... то охватывает головокружение, и после этого или перестанешь выступать за истинность Евангелий и вычитывать из них то, чему привержен, так как не осмеливаешься полностью отказаться от веры в Господа, или признаешь четыре Евангелия и свяжешь их истинность не с телесными знаками".
Поскольку, утверждал Ориген, Бог является автором Священного Писания как такового, постольку ничто в этом тексте не имеет несакрального значения.
Сколько раз в Новом Завете встречаем недвусмысленный призыв к активности самих людей в стяжании бессмертного, преображенного порядка бытия, Царствия Небесного, что "силою берется" (Мф.11:12), повеление "не слышать только, а исполнять слово" (Иак.1:22)!
Выход из статуса раба Божьего в сына и друга связан в проповеди Христа с этим условием реального исполнения Его метафизического и нравственного задания людям: "Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его…" (Ин.15:15-16).
Сам Иисус определил три направления Своего земного служения:
• проповедь об этом новом строе бытия, который сменит нынешний смертно-вытесняющий тип существования. Это и есть Его постоянное возвещение Благой Вести, "Евангелия Царствия Божия" (Мк.1:14);
• нравственное Его учение, тесно увязанное с преображением. Именно в Нагорной проповеди появляется первая формула обожения, онтологического уподобления человека Богу: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48);
• и наконец, то что Спаситель называл Своими делами. А чудесные дела обнимали весь круг властного покорения смертоносных сил мира: исцеление больных, воскрешение умерших и покорение природных стихий.
И тут же прозвучало поразительное слово, открывающее смысл Его чудотворения как пророческого откровения о человеке, усыновленном Богу, как примера и задания ему: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин.14:12).
Отправляя на самостоятельное служение апостолов, этих представителей низового человечества, правда, поднятых Христовым избранием на огромную высоту, Он опять напутствует их на такие же дела: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте…" (Мф.10:8).
При этом Христовы чудеса – как бы опытно-показательное предварение будущего, ведь действуют они на время, радикально не исцеляя мира, не отменяя хода стихийно-смертной природы: бури не перестают бушевать, люди болеть, страдать и умирать, да и воскрешенные Им в конце концов умирают, как все смертные.
Христос оставляет такое тотальное исцеление и такую отмену на будущее: и Своему новому пришествию, и всем сынам и дочерям человеческим, вставшим на путь обожения.
Чтобы предварение стало действительностью, нужно всеобщее участие в чуде овладения стихийно-природным ходом вещей, когда человек, по Божьему замыслу, тварный Бог, осознает себя орудием осуществления Божьего дела, и в потоках Божественной благодати "больше сих сотворит": не одного воскресит, а всех, не одного слепого прозрит, а весь мир выведет в свет преображения.
И те из нас, которые не скользили по строкам четырех Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, нашли евангельскую опору для фактически всех основных новаторских идей русской религиозной философии.
Это переход к Царствию Небесному не как разделительно-катастрофический, мгновенный процесс, каковым предстает он иногда лишь как угроза человечеству, отвернувшемуся от истинных, Божьих путей. А как органически-постепенный, эволюционный, настаивающий на созревании начатков нового бытия, на деятельно-творческой метаморфозе мира в иной глобальный порядок.
Таковы евангельские образы Царствия Небесного, явленные в притчах о посеве и всходах, о горчичном зерне, разрастающемся ветвистым древом, о закваске (то есть о принципах высшей бессмертной жизни), квасящей все тесто (то есть человека и мир), преобразующей их не в миг, а в длящемся процессе претворения…
Это и великое, можно сказать, космогоническое откровение о Боге, провозглашенное устами Бога Сына: "Отец Мой доныне делает и Я делаю" (Ин.5:17). Так ответствовал Иисус оскорбленным Его чудесными делами исцеления в субботу, в день покоя.
А если оказывается, что Бог не почил, а делает, и будет делать, то есть продолжает и творить, и созидать, и поддерживать сотворенное (а значит и Его творение в определенном смысле еще не окончено), то и Царствие Небесное приобретает какой-то другой, совсем не субботний, не созерцательно-покоящийся вид.
И тогда жизнь вечная открывает новый эон (греч. aion – век, путь жизни) творческого труда и совершенствования Вселенной, как это предполагали Н. Ф. Федоров (1828–1903), Н. А. Бердяев (1874–1948) и другие мыслители. И любознательный читатель обязательно прильнет к этим источникам, обосновывающим разумное будущее человечества.
Наконец, и идея всеобщности спасения пронизывает проповедь Иисуса, который не устает повторять, что Он пришел "взыскать и спасти погибшее" (Мф.18:11), "призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк.5:32). Вспомним и притчи о блудном сыне, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о работниках последнего часа, дышащих этим духом.
"Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47), – слова Христа дают основание полагать, что, грозя истреблением "соломе", "плевелам" человеческим, Он имеет в виду лишь греховные природные качества людей, открывая всем возможность стать причастниками Божественного порядка бытия: "…и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего: ибо Он благ и к неблагодарным и злым…" (Лк. 6:35).
И те из нас, которые не скользили по строкам четырех Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, нашли сакральные слова: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1:1). "Все чрез Него нАчало быть, и без Него ничто не нАчало быть, что нАчало быть" (Ин. 1:3).
То есть информация и есть Вселенское начало, тот самый мир причин, из которого рождается мир осязаемый.
На добром слове
Кому и не спаси Бог.
Ныне и присно…
ПУТИ НАУК
И вся новозаветная история человечества была наполнена усилиями лучших его представителей понять механизмы этого рождения. За основу было взято кредо античного гиганта философской мысли Платона: "Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти".
Давно известна мысль об удивлении как начале философствования. И суть этого главного удивления: как это я вдруг перестану существовать, и что за такое я тогда явление, сознающее, чувствующее, творящее, и вместе ничтожное, не владеющее бытием, жертва любой гибельной случайности.
Вот такое удивление себе, смертному, и высекает философическое раздумье, прежде всего горестное, зацепляющее сердце и ум недоумением, неразрешимостью, загадкой…
Смерть наша – вечный вопрос без ответа.
Жизнь – для того, чтобы поняли это.
Почему я таков, откуда я пришел и куда направляюсь, что за мир вокруг меня и есть ли в нем некие вещие знаки, намеки на мое предназначение…
Что? Где? Как? Почему? Кто? Куда? –
Шесть вопросов... От них – никуда...
"По рассуждению Платона, человек создан для философии; по мнению Бэкона, философия сотворена для людей" (английский историк Т. Маколей).
История человеческой мысли… Путь науки наук – философии начался с отталкивания от Божественного. С утверждения, что – "создать мир легче, чем понять его" (А. Франс). Вряд ли кому под силу изложить ее путь в рамках одного многостраничного тома, не говоря уже о нескольких страничках статьи.
И те из нас, которые не скользили по строкам четырех Евангелий, а упорно цеплялись мыслью за мысли, хорошо осознаЮт, что главное – понять, исполняется ли Благая Весть, историческое задание Нового Завета?
Потому и вычленяем из философских учений самое близкое к теме. Пришедшую на смену экзистенциализму, как отрицательной стадии переживания и осознания трагизма смертного бытия, положительную и светлую русскую религиозную мысль.
И отмечаем – Н. Ф. Федоров стоит у истоков ее взлета, он наиболее радикально-дерзновенный, практически ориентированный выразитель оригинальных идей:
• богочеловечества как синергии, соработничества рода людского Богу в деле искупления и возвышения творения в новый обоженый статус бытия;
• метафизики всеединства, строящейся на идеале космической соборности, гармоническом единстве множества, в котором каждый элемент равноценен другому и целому, черпая свой прообраз, свою модель в Божественном Троичном, нераздельном и неслиянном, питаемом любовью бессмертном и всемогущем бытии;
• наконец, идеи всеобщности спасения.
И отдаем должное концепции "русского космизма", его двух ветвей, назвав одну – активно-христианской (Н. Федоров, Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Горский, Н. Сетницкий…), а другую – активно-эволюционной, натурфилософской, естественно-научной (А. Сухово-Кобылин, К. Циолковский, Н. Умов, В. Вернадский, А. Чижевский, В. Муравьев…).
И отмечаем те стержневые идеи этих философов, которые подхвачены русскими учеными, нашими современниками.
В активно-христианской части интересно развитие С. Г. Семеновой Федоровского проекта регуляции, как внешней природы, вплоть до космоса, так и внутренней, самого человека (психофизиологическая регуляция), достижения бессмертия, имманентного воскрешения, трансформации эротической энергии ("Николай Федоров. Творчество жизни", М., 1990).
Это и ее углубление – в контексте современной картины мира – теорий:
• идеи богочеловечества;
• Троицы как образца для устроения человеческого общежития; активной творческой эсхатологии, нацеленной не на финальную катастрофу, а на постепенное, творчески-трудовое преображение природы человека и мира;
• условности апокалиптических пророчеств, раскрытых лишь как угроза, а не роковой неотменимый приговор;
• апокатастасиса (греч. – всеобщее восстановление, возврат к исходному состоянию), идущего еще от ранней христианской мысли – от Оригена и святого Григория Нисского.
С. Г. Семеновой раскрыта и важность для современного мира идеи всеобщности спасения, убедительнее всего обнаруживающая жизнетворческие, универсальные потенции религии Христа. Недопустимо, когда человек принимает Бога карающего, даже мстительного, сортирующего свою сознательную тварь, приговаривающего какого-то на участь неисцеляемых грешников, неудачников бытия, вредный сор.
Потому что это может тонко, по психическим и ценностным каналам чувствующих и сознательных существ, проецироваться на их земное, историческое поведение, на их как бы свыше санкционированное осуждение других индивидов и народов.
Потому что такая установка неизбежно обрекает жителей Земли на губительную рознь, а в перспективе на самоуничтожение – из-за невозможности единения перед глобальными планетарными и космическими угрозами.
В этой связи чрезвычайно актуальными стали вопросы сохранения цивилизации, образно говоря, из ситуации, когда у Творца спрашивают: "Как устроен мир?" А Он отвечает: "А как бы вы хотели, чтобы он был устроен?.."
Активно-эволюционную часть представлял К. Э. Циолковский своей «Космической философией». Его последователь, доктор философских наук В. В. Казютинский реферативно резюмирует:
«1. Причина космоса, которая находится вне его и "безмерно выше" своего творения. Наш космос – лишь одно из "изделий" причины, существуют и другие космосы;
2. Атом-дух – подлинный "гражданин Вселенной". Это – неделимая основа, или сущность мира, составляющая мировую субстанцию. Атом-дух обладает свойством чувствительности. Принцип атомистического панпсихизма – один из самых фундаментальных в космической философии;
3. Космос: материя, пространство, время, эволюция. Космос, по Циолковскому, – единый живой организм. К.Э. Циолковский провозглашал принцип монизма, который у него означал единство материального и духовного аспектов Вселенной, живой и неживой материи, единство человека и космоса, то есть включенность его в ритмы космической эволюции, выводимость этических норм из метафизики космоса, то есть единство знания и морали.
Основополагающим является принцип бесконечности, который распространяется на свойства пространства и времени, структурную иерархию космических систем, ритмы космической эволюции, возрастание могущества человеческого разума, отсутствие пределов его возможной экспансии во Вселенной. Принцип эволюции и самоорганизации также ключевой для метафизики космической философии, вытекающей из нее картины мира. Термина "самоорганизация" у К.Э. Циолковского не было, его смысл выражался словами "все живо", что означало: способно к бесконечной самоорганизации и эволюции;
4. Ноокосмическая иерархия. По всей Вселенной, считал К. Э. Циолковский, распространена органическая жизнь. Есть планеты, на которых жизнь значительно старше нашей, обитатели этих планет подобны людям, только более совершенны. Однако большинство обитателей космоса "приноровлено к жизни в эфире", то есть устроены не так, как мы, они состоят из несравненно более разреженной материи. Роль этих "могущественных и мудрых" существ во Вселенной огромна. Они способны изменять мир. Идея эволюции, направляемой космическим разумом, – важнейшая для К.Э. Циолковского.
В современной науке эти мысли пока не находят подтверждения. Более того, сейчас приобрела популярность альтернативная точка зрения – об отсутствии в нашей Галактике высокоразвитых цивилизаций или даже нашем полном космическом одиночестве. Проблема остается открытой, научный поиск может принести любые, в том числе ошеломляющие, сюрпризы.
Ученый отмечает механизм становления все более сложных структур в коэволюции мега- и микромиров: физический вакуум – кварк-глюонная плазма – атомы – протоскопления галактик – галактики, звезды, планеты – биосфера – антропосфера – социосфера – ноосфера. И заключает изложением двух эвристически ценных для культуры наступившего тысячелетия принципов космизма:
«Первый – "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной", который формулируется в связи с эволюционными трансформациями совокупностей атомов-духов (из них состоят разумные обитатели Вселенной). Он сейчас приобрел обновленный смысл, прочно вписавшись в культуру наших дней.
Другой – сформулированный им вслед за Н. Ф. Федоровым, дополнительный по своему содержанию принцип: судьба Вселенной зависит от преобразующей деятельности разума – также не противоречит идеалам современной техногенной цивилизации».
Примечательно, что именно научное направление русского космизма на рубеже веков привело к такому философскому открытию, которое в значительной степени отвечает на вопрос Вышнего Творца. Русские ученые предложили концепцию разумного будущего человечества.
Труды А. Л. Яншина, Н. А. Козырева, Н. Н. Моисеева, В. Н. Сагатовского, В. П. Казначеева, А. В. Трофимова, В. И. Инюшина, Г. И. Шипова, П. П. Гаряева, А. Е. Акимова, А. П. Федотова, А. К. Адамова, А. И. Субетто, Л. С. Гординой, М. Ю. Лимонада и еще многих, перечисление которых грозит заполнить целые страницы текста, – легли в основу ноосферного (разумного) будущего народов всей планеты и ближнего космоса.
Понятие ноосферы сегодня имеет множество толкований – это и сфера накопленного опыта человечества, это и сфера всех мыслей, когда-либо посещавших сознание людей. Все они происходят из определения, впервые введенного священником Тейяром де Шарденом и широко обоснованным В. И. Вернадским – сфера разума.
В мае 2002 года в Москве в геологическом музее имени Вернадского прошла Международная конференция на тему "Перспективы сохранения и развития единой цивилизации планеты. Культура. Экология. Космос".
Пожалуй, впервые люди из разных стран мира собрались не по принципу принадлежности к тому или иному течению мысли, но по единству конечной цели, важность которой на сегодня мало у кого вызывает сомнения. Здесь были и умудренные профессора, и молодые ученые, и религиозные деятели, и люди творчества, и государственные мужи, и даже те, кого принято называть экстрасенсами.
На конференции сформировалась Ноосферная духовно-экологическая Ассамблея мира. А в сентябре того же года в Йоханнесбурге на Глобальном гражданском форуме Земли, посвященном перспективам выживания цивилизации, НДЭАМ (Ассамблея мира) была учреждена как международная организация…
Не погружайся в аид, человечество!
Шутка ли? Грабит пресвитер свой храм!
В грешных объятиях алчности мечутся
Пастор и ксёндз, и раввин, и имам…
Не отстают и сектанты, и партии.
Роясь предвыборно в кучах белья,
Пишут, как басни, декреты и хартии:
Ими бы впору кормить соловья!..
Волны агрессии злобно вздымаются
К аборигенам небесных глубин,
Их привлекая не гнёздами аистов,
А разрывными букетами мин…
Как разбудить в человеке Разумное,
Доброе, Вечное? Кто даст урок:
То ли пришельцев круженье бесшумное,
То ли словами сорящий пророк?..
То ли вкушать с проходимцами слитное?
То ли воздать по делам, – не словам?..
Слить Циолковское и Гераклитное! –
Русский космизм открывается нам!..
Сколько убогих, подбитых пороками,
Сколько нестойких, скользнувших во тьму?
Каждому скажется жёсткими строками:
"Жизнь – в панпсихизме1, не по одному!.."
Чтобы сажать не заблудших, а лилии,
Чтобы не судьбы ломать, а сирень,
Ноо-монизмом2, научною Библией,
Мир обновим за ступенью ступень!..
Мы не идём друг на друга колоннами,
Лишь обращаемся к чувствам, к уму,
К добрым заветам Вернадского. Скромными
Философемами – служим ему!..
–––––––––––––––
Представление о всеобщей одушевлённости природы. Для Циолковского это, прежде всего, способность ощущения, присущая всем элементам био- и ноосферы.
2 Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы всего существующего. К. Э. Циолковский. «Монизм Вселенной» – Калуга, 1925 (издание автора).
ДОРОГИ РЕЛИГИЙ
История народов Запада и Востока последних двух тысячелетий проходила под знаменами трех основных религий: христианства, ислама и буддизма. Они считались несомненным благом и общечеловеческими ценностями. Но именно вооруженные этими эталонами морали и веры все народы и страны вели бесконечные войны.
Наличие огромного количества религиозных заведений не уменьшило насилие и зло. Более того, именно религиозные догмы сами стали источником зла и основной причиной гибели миллионов людей. И до сих пор мировые религии сеют вражду, доказывая свою истинность.
Прискорбно, но факт. Именно учитывая исторические факты, неизбежно приходим к общему, очевидному выводу: с мировыми религиями происходит что-то непонятное, их догмы и заветы вообще "не работают", а если "работают", то не эффективно.
Самый именитый русский историк В. О. Ключевский задает вопросы, на которые сам и отвечает: "Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу"; "Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?"
Столь же меткое определение дал А. Бирс понятию "христианин": "...человек, следующий учению Христа постольку, поскольку оно не противоречит греховной жизни"!
Несоответствие святого слова и реальных деяний наметилось еще на заре человечества. Принято считать, что "заря" началась приблизительно с VI века до н. э., ведь тогда жили такие великие мыслители, как Лао-цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Платон и др. Однако не так все просто.
Во-первых, невозможно указать границы этого времени. Например, если начать с Лао-цзы и Будды, то почему в плеяду великих Учителей не включается Заратустра, который жил явно раньше этих двух мыслителей? Кроме этого, задолго до появления известных мыслителей, пророков и религиозно-философских школ процветали высокие культуры Крита, Трои, Древнего Египта, Ирана и т. д.
Во-вторых, есть и более принципиальные разночтения. Даже между подходами двух представителей Востока – Лао-цзы и Будды, которые были "соседями" и почти современниками.
Лао-цзы не желал иметь учеников, ориентировался на индивидуальные обращения к высшим силам. А Будда любил выступать перед толпами поклонников. Последователи Будды довели его поучения до постулатов марксизма-коммунизма, заслонив фигурой реального проповедника Бога и весь мир. На примере этих двух мыслителей уже проступает начало искривления пути – уход в демагогию от объективных природных ценностей.
Но западный мир до ХVIII века не был знаком с учениями Лао-цзы, Конфуция, Будды и Заратустры. А в России с этими учениями познакомились на 100-200 лет позже! Выходит, что первые великие мыслители не оказали явного влияния не только на путь всего человечества, но даже на Грецию и другие европейский страны, включая Россию.
Значительное влияние на район Иран-Иудея-Греция оказал зороастризм, но именно о Заратустре многие забывают. А в странах Европы даже во времена Возрождения можно было попасть на костер лишь за интерес к мыслителям и художникам Древней Греции.
У нас укоренилось благоприятное представление об эпохе Возрождения, но на самом деле практически все искусство той эпохи создавалось в условиях беспредельного диктата одной, христианской идеологии. Во всяком случае, тема искусства была значительно более узкой, чем во времена сталинизма, и ни один из великих художников той эпохи не показал ужасы инквизиции. "Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция" (И. Нестрой).
Таким образом, западные народы познакомились с учениями античных мыслителей, не говоря уже о Лао-цзы и Заратустре, только после того, как на протяжении многих столетий их направляли на путь истинный "учителя", для которых сжигание неугодных являлось нормой.
Ведь Он страдает, Всемогущий Бог,
Когда священник разумом убог…
Поиски представителей изначальных культур нашли свое отражение в древнейших источниках человеческой мудрости: в Ведах, Авесте, Младшей Эдде, а также в учениях Заратустры, Лао-цзы, Конфуция, Пифагора и других мыслителей. Отдельные стороны этих поисков могли бы стать единым фундаментом духовности всего человечества.
Однако еще на старте современной цивилизации на базе одной материнской религии (иудаизма) были созданы две конфессии (лат. «признание, исповедание») – ислам и христианство, которые и вытеснили все прежние философско-религиозные учения и поиски.
Оказалось, что не вера в единого Бога, а вполне земные, "хлебные" и политические цели были главным фактором при насаждении ислама и христианства. Это привело к обычным завоеваниям, а также к гражданским войнам внутри каждого этноса, что затормозило развитие человечества на многие столетия. В результате широкомасштабной агрессии произошло насильственное изменение направления развития почти всех народов, что напоминает изменение наклона земной оси.
Судьбы мира – в человеческих руках.
В этом-то и ужас, и господний страх.
Буддизм внедряли в более мягкой форме, чем христианство и ислам. Но, несмотря на вытеснение буддизма из Индии изначальными формами индуизма, он дошел до многих восточных стран и даже до Сибири. Так что в переделе мира и в борьбе, которая велась за души людей, участвовали три религии: христианство, ислам и буддизм. Внес в эту борьбу свою деструктивную лепту и воинствующий атеизм.
Их разделяет немыслимо много:
Вера, не вера – и в разного бога!
Логическим завершением продолжительного диктата ложных ценностей стал глобальный кризис в экологии и в сфере духовности, началась деградация человека, как биологического вида. Создается впечатление, будто общество пребывает в состоянии глубокого наркоза.
Премудрых было шесть в людской молве…
– Всё в небе! – Бога Моисей вознес…
Но Соломон смудрил: "Всё в голове!.."
– Нет, в сердце! – проповедовал Христос.
– Всё в животе! – Маркс опустился ниже.
– Нет, в сексе! – доисследовался Ницше!
– Всё относительно! – Эйнштейн закрыл вопрос!
Основой устойчивого, равновесного жизнеустройства должно стать чувство родства с Миром. Все люди разных национальностей должны понять, что любить надо не Христа, не Будду, не Конфуция, Магомета и Папу…
Кого же? Может быть, вспомнить расхожую и лукавую мысль: идти дорогой к храму? Или еще проще:
Если Бог вездесущ, – понял так идиот, –
То любая дорога к нему приведет?!
Любая? Та, что к храму? Да, не к храму, – к самому Богу надо идти и обращаться! К единому Богу!
Бог – Христос он или Вишну,
Саваоф или Аллах –
Разум Светлый и Всевышний
На земле и в небесах!
В. И. Вернадский, рассматривая эволюцию человеческой мысли, пришел к выводу: "Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно, находится на грани нового религиозного творчества".
Вполне может быть, что:
Суд потомков –
Суть в потемках?!
Но, несомненно, речь о более глобальном взаимопонимании набожных и атеистов, веры и науки.
Ибо подтвердило же научное знание физического вакуума и торсионных полей существование Высшего Разума, Творца всего сущего.
Ибо согласно учению одной из наиболее молодых мировых религий – бахаизма –человечество рассматривается, как целостный субъект перед лицом Космоса. Любовь индивида к человечеству в будущем станет высшим типом любви на Земле. Впервые сформулирована цель конституирования Всемирной администрации, необходимость разработки универсального языка, стремление к преодолению разобщенности людей.
Ибо возможность предотвращения угрозы мирового господства со стороны какой-либо обособившейся и эгоистичной военно-политической силы – в установлении предельно жестких демократических процедур при решении глобальных вопросов. В качестве этического фундамента данного процесса должен выступить императив: "Возлюби ближнего больше самого себя!"
Ибо ведущими социальными постулатами правомерно стали идеи:
- отказа от любых предрассудков;
- единства и относительности отдельно взятых религиозных учений;
- равенства мужчин и женщин;
- предельно допустимого смягчения имущественного неравенства людей;
- всеобщего образования;
- поиска истины как смыслообразующего начала жизни каждого человека;
- всемирной федерации;
- утверждения гармонии между религией, рассудком и пафосом науки.
Ибо есть уже положительный пример высочайшего морального духа преодоления всех мыслимых форм разобщенности людей, опыт объединения верующих и атеистов всех оттенков в Ассамблее мира.
Оптимисты могут уже сейчас возрадоваться, потому что признаки объединения вопреки тем силам, которые "на ссору людей поведут" заметны во всех перечисленных цепочках отношений. Начинается новая эпоха космопланетарной человеческой духовности и объединения на новой не рыночной основе, которому подчиняются и демократические формы управления, и экономические, и конфессионные, и все другие.
И основа эта в историческом Евангельском Завете:
• повеление "не слышать только, а исполнять слово" (Иак.1:22); "Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам…" (Ин.15:15-16);
• и проповедь нового строя бытия, который сменит нынешний – смертно-вытесняющий.
Это и есть Его постоянное возвещение Благой Вести, "Евангелия Царствия Божия" (Мк.1:14).
И те из нас, которые не скользили по строкам четырех Евангелий и ученых книг русских космистов и ноосферологов, а упорно цеплялись мыслью за мысли, хорошо понимают и повторяют, что главное – исполнить поразительный Его завет, задание каждому:
"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин.14:12).
ВОИСТИНУ СЛОВО БОГ
А каково научное видение Новозаветного постулата "И Слово было Бог"?
Вот точка зрения профессора, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИ РАН), академика Лазерной академии РФ Владислава Луговенко:
В 1949 году трое зарубежных ученых Ферми, Паста и Улам открыли новый вид памяти. Ею обладают, так называемые, нелинейные системы. Они запоминают условия своего возбуждения, то есть, при каких обстоятельствах пришли в движение их составные части.
Эту информацию хранят солитоны – необычные волны, которые могут существовать независимо от материального носителя очень долго, подпитываясь энергией окружающей среды. Благодаря памяти нелинейные системы ведут себя подобно разумным существам, а солитоны – подобно мыслям. Пример такой системы – молекула ДНК выполняет роль хранителя генетической информации у всех клеток – животных и растительных.
Но найти в ней солитоны оказалось не так просто. Только через сорок лет это сумели сделать сверхчувствительными приборами четверо российских исследователей: П. Гаряев, А. Березин, Г. Комиссаров, Э. Андрианкин. Они установили, что солитонные волны зарождаются в цепочках ДНК и, проходя по ним, как по строчкам, изменяют свои характеристики, как бы впитывая наследственную информацию.
Ученые доказали, что в ДНК записана не только программа синтеза белков, но и построения организма в пространстве и времени, где и когда делиться клеткам, куда расти руке, ноге и так далее. Эти изменения происходят по командам солитонов.
Покинув ДНК, они проникают в различные структуры клетки и передают им волновую информацию. Под ее действием структуры развиваются точно по плану. Мало того, солитоны проникают в соседние клетки и внедряют информацию в их ДНК. В результате многократного обмена такими посланиями клетки согласуют свое развитие.
Но кто дает команду солитонам передавать информацию строго по расписанию и точно по адресу? Ведь эти посланцы не могут осуществлять "общее руководство" грандиозным строительством биосистемы. А без него развитие организма превратится в вавилонское столпотворение. Может, строительством руководит мозг?
В ранних периодах развития у животных еще нет мозга, а у растений вообще его нет, но это не мешает им развиваться по программе. Оказалось, что примерно половина информации о развитии биосистем не может быть записана в ДНК. Эту информацию хранит некий Разум, куда более могущественный, чем человеческий.
По мнению многих ученых, материальным носителем этого Разума является физический вакуум – абсолютное ничто, из которого рождается все, и в частности солитоны, в которых записаны наследственные программы, недостающие в ДНК. С помощью таких солитонов вакуумный Супермозг создает новые формы жизни и руководит их эволюцией.
Все это можно было бы принять за научные фантазии, если бы они не подтверждались экспериментально. Ученые смоделировали обмен информацией между физическим вакуумом и биосистемами. Эти опыты помогли понять, как нами руководит высший Разум.
П. Гаряев, А. Березин, Г. Комиссаров и Э. Андрианкин создали генератор солитонных процессов, которые развиваются в ДНК. Исследователи назвали его генератором Ферми-Паста-Улама (ФПУ) в честь первооткрывателей этих волн.
В солитоны, созданные генератором, стали вводить... человеческую речь – акустическими колебаниями модулировать электромагнитные волны. В результате солитоны словно оживали, по структуре они становились похожими на генетические тексты. Неужели они могут влиять на развитие организма подобно солитонам, рожденным в ДНК? Догадка оказалась верной.
Для экспериментов взяли зерна пшеницы, получившие чудовищную дозу радиоактивного облучения – 2000 рентген. В естественных условиях после такой бомбардировки частицами высоких энергий рвутся цепочки ДНК почти у всех семян, остается невредимой и прорастает только тысячная доля процента зерен. Но когда их обрабатывали солитонами, несущими информацию человеческой речи, всхожесть семян увеличивалась в десятки тысяч раз – до 30-50 процентов. А в микроскоп было видно, что в этих зернах восстановились хромосомы, разрушенные радиацией.
И ведь это были обычные слова, но выстроенные в определенном порядке, который придавал фразам необычный ритм. А главное, они произносились в особенном состоянии сознания, как во время молитвы. Если эти условия соблюдались, то солитоны приобретали целебные свойства, независимо от языка. Пробовали на русском, английском, немецком, – результаты были аналогичными.
Итак, генератор ФПУ трансформировал человеческую речь в электромагнитные колебания, которые накладывались на искусственные солитоны. И эти энергоинформационные сгустки взаимодействовали с генетическим аппаратом растений, запуская в нем защитные программы невероятной мощности. Переведенные на генетический язык человеческие слова оживляли организмы, которые казались до основания разрушенными радиацией. А в контрольных опытах, когда произносились бессмысленные фразы, результат был нулевым.
Оказалось, что ДНК и человеческая речь выполняют одну и ту же регулярную функцию, только на разных уровнях материи. По программам ДНК строится наш организм, а слова людей служат программами для строительства домов, машин, дорог и других сооружений, которые вырастают подобно рукам или ногам. То есть ДНК – это квази-речь, а человеческая речь – квази-ДНК.
Выходит, не зря исторически сказано, что Слово – это Бог. Оно творит материю. Люди, по свидетельству библейских текстов, убеждались в этом на практике: по молитвам святых расступалось море, гасло пламя, прозревали слепорожденные, оживали мертвые.
Чудо пришло от веры,
А не от чуда – вера.
Сегодня наука убеждена, что слово способно творить и уничтожать материю. В основе этого убеждения – чистые эксперименты, хорошая математика и физика. Специалисты могут убедиться в этом, прочитав фундаментальный труд Г. И. Шипова "Теория физического вакуума. Новая парадигма" (Москва, НТ-Центр, 1993), книгу П. П. Гаряева "Волновой геном" (Москва, "Общественная польза", 1994).
Убедиться, приняв понятия торсионных полей и технологий, физики сознания как доминанты выживания цивилизации, изложенные академиком РАЕН А. Е. Акимовым в научном докладе "Фундаментальные основания преодоления глобального цивилизационного кризиса" на конференции Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира (Россия, Шапсуга, июль 2006).
И те из нас, которые не скользили по строкам четырех Евангелий и перечисленных трудов, а упорно цеплялись мыслью за мысли, тоже поняли, наконец – свершилось! Наука подтверждает бытие Бога!
Так научные пути ведут к тому, от чего оттолкнулись.
Так, по счастью, идея богочеловечества, сотрудничества Божественных и человеческих энергий с прямым возложением на род людской осуществления Божьей воли на Земле подхвачена сегодня достойными детьми человечества.
Один из них – великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес…
В 1999 году врачи обнаружили у него рак лимфы и, фактически, приговорили к смерти, отпустив на «устройство земных дел» не более года.
8 декабря 2000 года Маркес написал прощальное письмо «Я ухожу» – один из пронзительных даров миру от прекрасного человека и подлинного мастера...
Garcia Márquez's Farewell to His Friends
If for a moment God would forget that I am a rag doll and give me a scrap of life, possibly I would not say everything that I think, but I would definitely think everything that I say.
I would value things not for how much they are worth but rather for what they mean.
I would sleep little, dream more. I know that for each minute that we close our eyes we lose sixty seconds of light.
I would walk when the others loiter; I would awaken when the others sleep.
I would listen when the others speak, and how I would enjoy a good chocolate ice cream.
If God would bestow on me a scrap of life, I would dress simply, I would throw myself flat under the sun, exposing not only my body but also my soul.
My God, if I had a heart, I would write my hatred on ice and wait for the sun to come out. With a dream of Van Gogh I would paint on the stars a poem by Benedetti, and a song by Serrat would be my serenade to the moon.
With my tears I would water the roses, to feel the pain of their thorns and the incarnated kiss of their petals...My God, if I only had a scrap of life...
I wouldn't let a single day go by without saying to people I love, that I love them.
I would convince each woman or man that they are my favourites and I would live in love with love.
I would prove to the men how mistaken they are in thinking that they no longer fall in love when they grow old--not knowing that they grow old when they stop falling in love. To a child I would give wings, but I would let him learn how to fly by himself. To the old I would teach that death comes not with old age but with forgetting. I have learned so much from you men....
I have learned that everybody wants to live at the top of the mountain without realizing that true happiness lies in the way we climb the slope.
I have learned that when a newborn first squeezes his father's finger in his tiny fist, he has caught him forever.
I have learned that a man only has the right to look down on another man when it is to help him to stand up. I have learned so many things from you, but in the end most of it will be no use because when they put me inside that suitcase, unfortunately I will be dying.
translated by Matthew Taylor and Rosa Arelis Taylor
Я ухожу (русский подстрочник)
Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю.
Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости.
Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами – это потеря шестидесяти секунд света.
Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят.
И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!
Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу.
Боже мой, если бы у меня было еще немного времени, я заковал бы свою ненависть в лед и ждал, когда покажется солнце.
Я рисовал бы при звездах, как Ван Гог, мечтал, читая стихи Бенедетти, и песнь Серрат была бы моей лунной серенадой.
Я омывал бы розы своими слезами, чтобы вкусить боль от их шипов и алый поцелуй их лепестков.
Боже мой, если бы у меня было немного жизни... Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю.
Я бы убеждал каждую женщину и каждого мужчину, что люблю их, я бы жил в любви с любовью.
Я бы доказал людям, насколько они не правы, думая, что когда стареют, то перестают любить: напротив, они стареют потому, что перестают любить!
Ребенку я дал бы крылья и сам научил бы его летать.
Стариков я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения.
Я ведь тоже многому научился у вас, люди.
Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.
Я понял, что, когда новорожденный впервые хватает отцовский палец крошечным кулачком, он хватает его навсегда.
Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз лишь для того, чтобы помочь ему встать на ноги.
Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я умираю.
Я ухожу (перевод на поэтический русский автора этого доклада)
Когда б Господь добавил мне год жизни,
Я б, не сказав, что думаю, всего,
Побольше размышлял об альтруизме,
Чем о почтенном «эго» самого!
Расположив по значимости вещи,
Вникал, следил бы, не смыкая глаз,
Как всякий миг становится всё весче,
Минутами аранжируя час.
Ходил бы меж не сделавших ни шага
И меж уснувших вскакивал в ночи,
Не по нужде своей, не от напряга, –
Благословлять рассветные лучи.
Когда б Господь добавил мне год жизни,
Учил ступивших на её порог
Не колебаться, как в сомнамбулизме, –
Нырять геройски в солнечный поток!
И убеждал бы каждого мужчину,
И женщин увлекал в огонь любви:
Не одиночество кончин причина, –
Смертельно жить с немилым визави!
И разъяснить бы многое мог многим:
Смотрите друг на друга сверху вниз,
Чтоб лишь помочь другому стать на ноги,
А не с угрозой: «Прочь, поберегись!»
И что от многого немного пользы.
Ведь самому не всё мне понутру –
Не хочется пред Вышним тщетно ползать:
Набив сундук полезным, всё ж, умру…
Однако в прогнозы и диагнозы медиков вмешались сила воли и характера писателя. Он победил болезнь!
Налицо связь между мозговой активностью, иммунной системой человеческого организма и духовностью. Яркое подтверждение того, что творчество задействуют некий "аппарат веры", активизирующий мозговую деятельность и блокирующий развитие болезни, когда конвенциональная медицина оказывается бессильной.
НООСФЕРНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Создана Ноосферная духовно-экологическая Ассамблея мира, учреждена как международная организация. Возглавила Ассамблею мира женщина-ученый, оперная певица и общественный деятель Любовь Сергеевна Гордина – кандидат технических наук, но гранд-доктор философии, академик и профессор семи международных и отечественных академий, Заслуженный деятель культуры РФ.
Верительные грамоты Действительных членов НООСФЕРНОЙ ДУХОВНО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ МИРА, избранных Honoris Causa, вручены ВЫДАЮЩИМСЯ ГРАЖДАНАМ ПЛАНЕТЫ:
- Аргуэльесу Хосе (Jose Arguelles) – исследователю древней цивилизации Майя (США);
- Василеву Владимиру (Vladimir Vasilev) – художественному руководителю, генеральному директору театра «Классический балет» (Россия);
- Доминго Пласидо (Placido Domingo) – всемирно известному певцу (Испания);
- Казначееву Влаилю (Kaznacheev Vlail) – автору концепции Космической антропологии (Россия);
- Касаткиной Наталье (Natalia Kasatkina) – художественному руководителю, главному балетмейстеру театра «Классический балет» (Россия);
- Конюхову Федору (Fyodor Konyukhov) – всемирно известному путешественнику (Россия);
- Образцовой Елене (Yelena Obraztsova) – всемирно известной певице, солистке Большого театра (Россия);
- Пиотровскому Михаилу (Mikhail Piotrovsky) – генеральному директору Эрмитажа (Россия);
- Полетаеву Анатолию (Poletayev Anatoly) – художественному руководителю и главному дирижеру Государственного Академического концертного оркестра «Боян»;
- Попович Марине (Marina Popovich) – летчику-испытателю, 101-кратной рекордсменке мира (Россия);
- Чингизу Айтматову (Chingiz Aitmatov) – писателю, общественному деятелю (Кыргызстан);
- Шри Чинмою (Sri Chinmoy) – духовному лидеру, человеку Мира, и другим.
Вот еще несколько имен ученых и общественных деятелей, наиболее активных и глубоко проникших в смысл преобразований, которые необходимы для разумного развития человечества:
Виктор Шарков, член Координационной Коллегии НДЭАМ, вице-президент Фонда духовной культуры действительный член двух Академий РФ: инженерных наук и космонавтики, руководитель Центра верификации "странных" научных проектов, ведущий научный сотрудник Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ);
Елена Дудина, глава Представительства НДЭАМ в Канаде, президент Центра ментального здоровья и развития личности, психотерапевт;
Влаиль Казначеев, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, Петровской академии, действительный член Российской Академии медицинских наук, доктор медицинских наук, профессор, советник Центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН, председатель ученого совета МНИИКА (Новосибирск);
Александр Субетто, доктор философских наук, доктор экономических наук, вице-президент Петровской академии наук, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Академии проблем качества (Санкт-Петербург);
Алексей Адамов, доктор медицинских наук, действительный член Академии мед.-технических наук РФ, профессор кафедры философии Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина (Саратов).
Пришло время в принятии решений руководствоваться не только собственными потребностями. Не учитывать интересы всех обитателей планеты становится опасно для человечества! Конечно, там, где живут люди, не бывает все хорошо. Будут и кризисы, и локальные войнушки, единство и борьба противоположностей. Но Боже упаси от глобально беспамятного погубления бессмертных душ!
Перечень крупных международных акций лишь за последние годы свидетельствует о серьезности объединительных усилий Ассамблеи мира. Это:
• симпозиум "Ноосферные технологии в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении" 8-9 апреля 2005, парусник-барк "Седов", Санкт-Петербург, Россия;
• участие во Всемирной выставке ЭКСПО-2005, Нагоя, Япония;
• сетевой литературный конкурс Международного Союза писателей «Новый современник» «К разумному будущему человечества", февраль-май 2006;
• конференция "Сохранение и развитие единой цивилизации планеты. Культура. Экология. Космос" – 9-11 июня 2006, Минск, Белоруссия;
• саммит "Ноосферно-экологическое образование граждан планеты Земля" – 28-31 июля 2006, Краснодарский край, станица Шапсугская, Россия;
• Второй планетарный конгресс по правам биосферы – 22-26 сентября 2006, Бразилиа, Бразилия;
• Первый международный северный форум «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества» – 20-24 ноября 2007, Санкт-Петербург, Россия;
• Пятнадцатый форум фонда «Мевлана» «Звонок в мир во всем мире» – ноябрь 2008, Стамбул, Турция.
Наконец, самый важный проект – НООСФЕРНАЯ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Ноо-Конституция). Это свод этических национальных кодексов, созвучный понятию "коллективная совесть", правовой документ об объединении в духовно-нравственное пространство всего мирового сообщества. По выражению известнейшего ученого, исследователя древнего народа Майя, Хосе Аргуэльеса: "...он определяет вектор развития цивилизации и может стать главным в третьем тысячелетии".
Документ (авторы: Л. С. Гордина и М. Ю. Лимонад, редактирование: Э. А. Стефанович) опубликован издательством «РИТА» (Москва – Торопец, 2007), переведен на английский и португальский языки. Там же, в серии «Библиотека НДЭАМ» подготовлено к выпуску приложение к Ноо-Конституции «Ноократия - власть человека разумного».
Ноо-Конституция обсуждается и, надеюсь, будет рекомендована к утверждению на Всемирном Форуме духовной культуры в Астане, Казахстан. Форум послужит поиску выхода из системного кризиса современной цивилизации на пути утверждения примата духовности и культуры над всеми другими общественными ценностями.
Планируется принятие:
• декларации «К миру через духовную культуру»;
• обращений: «О преодолении бедности», «О роли СМИ», «О спасении природы и человека»;
• соглашений: «Об образовании», «О мониторинге социального здоровья» и др.
Ожидается знакомство с богатым краем, о котором останутся поэтические воспоминания:
«Из автодорожия и казахстанствий»:
… Взрывается над клевером заря,
И ласточки над красным лугом
Так мечутся, что кажется, – горят
Два неба, слитые друг с другом!..
И «зайчиков» рождая, зеркала
Миражат степь… Так символично
В Целиноград стремилась Акмола,
Чтоб Астаною стать столичной…
А где-то дождь, и радуницы свод
Перебирает семицветы…
Смеётся день – распахивая рот
От уха к уху всей планеты!..
Утверждение Ноо-Конституции Форумом Народов Земли, который стартовал еще в 2002 году и продолжается в виде информационно распределенных во времени и пространстве обсуждений на международных конференциях, форумах, конгрессах, откроет юридическую возможность народам, парламентам, правительствам, конфессиям присоединиться к ее целям и задачам на пути к разумному будущему всего человечества.
И те из нас, которые не скользили по строкам Ноо-Конституции и перечисленных документов, а упорно цеплялись мыслью за мысли, уже сегодня понимают: наконец, Божественная Благая Весть воплотится в человеческое бытие!
И счастливой судьбы, и счастливого полета планетарной разумной мысли подобно чайке – эмблеме АССАМБЛЕИ МИРА:
Радостно! Радостно! Радостно!
К Разуму! К Разуму! К Разуму!
Стефанович Эрнест Александрович,
член Союза писателей России, член Координационной коллегии (Правления) Ассамблеи мира
Сайт: http://www.stefanovich.net/