Поделитесь своими впечатлениями!

Фото с флагом Турбины со всего мира
 
Floury
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 16 дек 2010

Литва мифическая и современная. Вильня-Вильно-Vilnius

 
25 октября 2012 года|| 7| 51662

Когда приходится мониторить множество разнообразной информации, как из рога изобилия льющейся в интернете, можно найти много интересного, но не всегда правдивого о Литве и ее жителях. Дабы никого не компрометировать, приведу без ссылок и авторов.

Вот, что услышали литовцы о себе: будто они живут недалеко от греков и являются создателям программы Skype. Рассказывают также, что получали из Швеции гостиницы – сахар, муку и туалетную бумагу (некоторые шведы считают, что в Литве дефицит этих товаров). Кроме того, вы не знали, что литовцы готовят самый вкусный сыр из свиного молока?
В Люксембурге часто считают, что Литва находится в России или на Украине, а столицы Литвы – Рига.
В России прекрасно понимают, что все зависит от уровня образованности людей. Но есть те, кому не хватает географических и исторических знаний, часто путают литовцев и латышей, называют фашистами, а Ригу – столицей Литвы. Или же воспринимают всю Прибалтику как одну большую Латвию, Литву или Эстонию и спокойно могут назвать Вильнюс, например, столицей Эстонии.
С мифами о Литве нередко приходится сталкиваться и сотрудникам литовских посольств за рубежом. Например, в Японии послу Литвы на прогулке повстречались люди, которые, узнав, что он из Литвы, участливо покачали головами: «Как жаль, ведь у вас война». Дело в том, что по-японски Балтия (baruto) и Балканы (barukan) близки по звучанию.
А послу в Германии рассказали миф о Литве как о загадочной Сарматии со множеством языков, культур и религий. В этих мифах Литва предстает экзотической страной с прекрасной природой, древними обычаями. В новейших мифах немцев Литва – бедная советская страна, в которой люди голодают, пьют водку и разговаривают по-русски. Но немцы стали чаще путешествовать в Литву, и мифы постепенно развеиваются.
Конечно же, мифами и легендами как и любого государства с длинной историей, полной взлетов и падений, Литва может похвастаться. Пусть не все из них похожи на правду, но именно эта часть народного самосознания помогает глубоко проникнуться культурой соседней страны, хотя, к сожалению, почти всегда остается за кадром типовых экскурсий и беглого осмотра достопримечательностей. На вопрос «Что посмотреть в Литве?» вам ответит любой путеводитель, а вот придать глубоких чувств и уникальных красок каждому объекту туристического внимания сможет только профессиональный гид, при условии, что вы этого хотите.

Немало легенд связано с городами и природными объектами. Начнем, пожалуй, с сердца страны, ее столица. История многих древних городов начинается с легенд. Имеет свою легенду и Вильнюс. Легенда повествует, что на том месте, где стоит Вильнюс, в начале XIV в. шумели дремучие леса, изобилующие зверями и птицами. Эти глухие леса были излюбленным местом охоты князя Гедиминаса, правившего Великим княжеством Литовским в 1316-1341 гг. Однажды на охоте князь убил могучего и свирепого зверя, грозу лесов — тура. День клонился к вечеру, возвращаться в Тракай было уже поздно, и Гедиминас решил заночевать в лесу. На одном из холмов вблизи того места, где веселая речушка Вильня впадает в спокойную Нярис, Гедиминас приказал разбить лагерь и готовить ужин. До поздней ночи на холме горели костры, веселились князь и его свита. И когда смертельно уставшие охотники разошлись по своим шатрам и уснули, Гедиминасу приснился сон. На высоком холме, что у самого устья Вильни, стоит огромный волк и воет так сильно, как будто у него внутри сто волков. Князь схватил лук, прицелился и стал пускать в страшного зверя стрелы. Но, попадая в волка, стрелы звеня отскакивали от него, ломались и, не причиняя никакого вреда, падали на землю: одетым в железные латы оказался свирепый волк... От тщетных усилий убить волка очнулся князь и под впечатлением сна приказал позвать языческого жреца Лиздейку, охранявшего в долине реки священный огонь. — Растолкуй мне, старый Лиздейка, значение сна! — сказал Гедиминас. Долго думал Лиздейка и наконец ответил: — О великий князь! Твой сон — это воля наших богов. Железный волк означает замок, который ты должен построить на горе в устье реки Вильни. И будет он неприступным и грозным, как тот железный волк, которого ты видел во сне. А рядом с замком вырастет вскоре большой город, слух о могуществе и красоте которого разнесется по всему миру. И будет такой громкой эта слава, князь, как вой ста волков в утробе железного волка... По душе пришлись Гедиминасу слова старого жреца. Он щедро одарил Лиздейку и вскоре после возвращения в Тракай приказал на горе в устье Вильни возводить замок, а в долине строить город. Так, согласно легенде, Гедиминас основал Вильнюс и сделал его столицей Литвы.
Замок? И снова не без легенды. Князь Гедиминас, основывая Вильнюс, хотел построить могущественный замок, неприступный для любого врага, такой, чтобы слава о нем прогремела по всему миру. Созвал священников, колдунов, жрецов и обратился к ним за советом: что надо сделать, чтобы никто не смог овладеть замком.
Верховный жрец ответил, что замок только тогда будет прочным, если при закладке первого камня в фундамент будет принесена в жертву жизнь единственного любимого сына, да так, чтобы сама мать собственными руками толкнула его в яму и завалила этим камнем.
Отправились гонцы князя во все концы Литвы. Долго искать не пришлось. Они быстро нашли литовскую женщину, которая так горячо любила родину, что ради нее согласилась пожертвовать своим единственным сыном. Явилась мать с сыном на то место, где будет стоять замок, для фундамента которого уже была выкопана яма, встала на ее край и приготовилась столкнуть туда сына. Но в этот миг бедному юноше пришла в голову мысль: неужели боги Литвы так жестоки, что жаждут его смерти, разве может от его жизни зависеть прочность замка? Он попросил князя перед смертью задать жрецам три вопроса. Если жрецы дадут правильные ответы на эти вопросы, то он поверит, что такова воля богов и умрет беспрекословно.
Князь подумал и согласился. Юноша спросил у жрецов: что в мире самое легкое, что самое твердое и что самое сладкое? Жрецы посоветовались и ответили: самое легкое – пух, самое твердое – сталь, а самое сладкое мед. Юноша, выслушав ответы жрецов, промолвил: "нет, самое легкое в мире – дитя на руках у матери, самое сладкое – материнское молоко для ребенка, а самое твердое в мире – сердце моей матери, которая сама привела меня сюда, чтобы я погиб на ваших глазах".
Князь задумался и, спустя минуту, произнес: "Нет, не позволю убить этого юношу. Живой он принесет Литве больше пользы, чем мертвый".
Тогда жрецы опять стали совещаться, гадать и, наконец, заявили, что боги жаждут жертвы невинной девушки, которая умрет сама по доброй воле. О воле богов было разглашено по всей Литве. Долго ждать не пришлось. Появилась невинная девушка, нарядившись, как на большой праздник с венком из руты на голове, с букетиком полевых цветов в руках. Низко поклонившись князю и жрецам, сама весело прыгнула в яму – ей было совсем не жалко на благо родины отдать свою юную жизнь. Верховный жрец с помощью других жрецов столкнул в яму большой камень, но тут произошло чудо – камень, падая не задел девушку, а только выбил у нее из рук букет цветов. Не выдержали сердца храбрых литовских мужчин. Они бросились князю в ноги, умоляя пощадить девушку, так как именно сейчас и проявилась воля богов. Жрецы поняли, что богам достаточно букетика литовских полевых цветов. Жизнь девушки, так горячо любящей свою родину, нужна Литве, а не богам.
Понял это и князь. "Хорошо, — сказал Гедиминас, — жаль мне жизней моих людей. Богам хватит и цветов. Построенный на них замок будет такой, о каком я мечтал".
С тех пор гору, на которой была основана крепость (Верхний замок), называют горой Гедиминаса (или Замковой горой), а символом города стал волк в доспехах – памятник ему находится в Кернаве. Под конец жизни Гедиминас принимает католичество, получает благословение Папы Римского и начинает именовать себя «королем литовцев и русских». Верхний замок до наших дней не сохранился, и сейчас для туристов доступны лишь руины и одна из оборонительных башен.

Вильнюсский старый город, который еще в 1994 году внесен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, не похож ни на один другой. В отличие от Таллина или Риги, в которых центральная часть расположена компактно, Вильнюс один из самых больших (около 360 гектаров) и красивых городов в Центральной и Восточной Европе, и его историческая часть продолжается еще далеко за городским валом сарой крепости. К символам Вильнюса можно отнести возвышающийся на горе замок Гедиминаса и белеющий у подножия горы Кафедральный собор – главная святыня католиков Литвы. Говорят, что когда-то в Вильнюсе было более двухсот костелов, теперь их сохранилось только около 40. Однако и сегодня в старом городе куда ни посмотришь, обязательно увидишь на горизонте сразу несколько башен костелов и колоколен или церквей.
Впечатляющим барочным фасадом и удивительной красотой интерьера очаровывает костел Св. Иоаннов, влившийся в ансамбль строений Вильнюсского университета, создававшегося на протяжении нескольких веков. Строения университета объединены в единый квартал, который состоит из двенадцати закрытых дворов разного размера. В залах с богатым убранством хранятся древние рукописи, редкие печатные издания и одна из самых больших в Европе картографических коллекций.
Вильнюсское де жа вю. В городе есть точный аналог Королевской дороги в Кракове и Праге, по которой проезжали короли. В Праге Королевская дорога идет по Старе Место от городских укреплений (Пороховой башни) по Целетной улице к Староместской площади с ратушей, а затем по Карловой улице и Карловому мосту выводит к королевскому замку – Пражскому граду. В Кракове Королевская дорога начинается перед городскими укреплениями у знаменитого барбакана, затем идет по Флорианской улице к Рыночной площади с ратушей, а оттуда по Городской улице к королевскому замку Вавель. В Вильнюсе главная артерия Старого города аналогичным образом проходит от остатков городских укреплений — Ворот Зари (Аушрос Вартай) по одноименной улице до Ратушной площади, а затем по улицам Диджёйи (Большой) и Пилис (Замковой) выходит к замку. Нижний замок, практически полностью разрушенный в XIX в., и собор изначально были идентичны Вавельскому замку и собору в Кракове. Иначе и быть не могло, ведь по распоряжению короля польского и великого князя литовского Сигизмунда I Старого в Вильно работали те же итальянские зодчие, что построили королевскую резиденцию в Кракове. Здесь особенно преуспели упомянутый Сигизмунд I, или, как называют его литовцы Жигимантас Сянасис, и его жена-итальянка Бона Сфорца.

Даже пресловутые Ворота Зари с иконой Богоматери, которые гиды первым делом показывают всем туристам, таят свои секреты. Эта одна из главных христианских святынь в Вильно имеет чисто языческое происхождение. Аушра – языческая богиня утренней зари, имя которой было известно многим индоевропейским народам. Например, в латинском языке оно сохранилось в виде слова astra – "звезда", а в английском – в словосочетании Easter day – "день Астры" (речь идет о Пасхе). То, что Богоматерь на иконе в часовне Аушрос Варту изображена без младенца, вызывает подозрение: а Богоматерь ли это вообще?
Ежегодно в первое воскресенье марта в Вильнюсе на улице Пилес проводится ярмарка "Казюкас". так любовно называют литовцы своего королевича Казимераса. Он считается и покровителем молодёжи. День его рождения — 4 марта, к этому дню и приурочена знаменитая ярмарка. Если Вы выберетесь на ярмарку Казюкаса, обязательно зайдите поклониться его мощам в Архикафедральный собор, где имеется специальная часовня св. Казимераса. Если решётка часовни окажется закрытой, попросите персонал отпереть её, они никогда не отказывают. На этом красочном мероприятии рябит в глазах от деревянных, металлических, керамических, текстильных изделий мастеров-умельцев старинных промыслов. Звучит веселая сельская музыка, а корчмы соблазняют пивом.

Позднее Литва принимает католичество (1387), начинают возводиться католические храмы. Главный из них — Собор святых Станислава и Владислава — находится прямо под горой Гедиминаса на Кафедральной площади. Где-то в 16 веке туда же переезжает и царская резиденция. Для этого был построен Нижний дворец, имеющий подземный ход прямо в главный собор. На площади, перед собором, есть особенная плита – на ней написана надпись «Stebukla», что по-литовски означает «чудо». Говорят, что если встать на эту плиту и загадать желание, оно обязательно сбудется.

В этом же соборе похоронен Святой Казимир – литовский княжич и польский королевич, первый «национальный» святой и покровитель Литвы. Набожность Казимира, который умер, предположительно, от туберкулеза в 1484 году (ему было 25 лет), отмечали все его биографы. Ему, в частности, приписывается нежелание жениться и слова о том, что Бог – его единственная любовь. Тогда Литва не имела своего святого, поэтому вопрос о канонизации Казимира был поддержан не только населением, но и правителями страны. Церковных владык пришлось уговаривать больше ста лет, и для этого потребовалось три чуда. О трех чудесах князя Казимира следующая легенда.
Говорят, когда требования о канонизации Казимира со стороны литовских князей стали усиливаться, был вскрыт гроб с останками – эта процедура была обязательной для причисления усопшего к лику святых. Когда гроб открыли, то взорам предстало тело, нетронутое тленом. Казимир выглядел так, будто был похоронен только что. Это считается первым чудом Казимира.
Однако, потревоженное тело стало быстро разлагаться. Поэтому для останков будущего святого был сооружен специальный гроб из серебра. Он был помещен на алтарь в одной из часовен Кафедрального собора, и каждый верующий мог свободно прийти и помолиться перед ним. Была среди прихожан одна молодая красивая девушка, но, к несчастью, пораженная недугом – она была сумасшедшей. Девушка постоянно молилась, и служители собора даже разрешали ей ночевать перед алтарем. Однажды в порыве горячей молитвы она случайно задела рукой алтарь… и, о чудо, исцелилась! Это считается вторым чудом Казимира.
Почитая Казимира как святого, хотя он еще не был признан таковым, известный художник изобразил его на картине, которую позднее назвали иконой «Трехрукий Казимир». Нарисовав Казимира, художник остался недоволен изображением одной из его рук. Он закрасил ее и нарисовал руку в другом положении. Однако, вскоре первая рука проявилась из-под краски. Тогда художник снова ее закрасил, но рука вновь проявилась. Тогда художник решил оставить на картине три руки, и это считается третьим чудом Казимира.
После таких чудес церковь не могла проигнорировать требований литовского народа. Переговоры с Ватиканом о канонизации князя Казимира длились в общей сложности 120 лет, пока не закончились положительным решением в 1604 году.

Гуляя по Вильнюсу, дальше мы заглянем в другое полное тайн и легенд местечко – Костел святых Петра и Павла, который был построен в конце 17 века. Пожертвовав монетку на нужды храма, здесь можно получить интересную брошюру, в том числе и на русском языке. Главная особенность костела – большое количество стукковых барельефов и скульптур, которые в то время изготовлялись с использованием яиц. При строительстве яйца собирали со всех концов Литвы, ими платили пошлины, а в те сезоны, когда курицы неслись менее интенсивно, строительство замедлялось. Считается, что храм построен на месте сгоревшего в 16 веке деревянного костела, а тот, в свою очередь, был сооружен на месте древнего языческого святилища богини Милды. Так или нет, но великий гетман литовский Михаил Пац (Миколас Пацас) основал Костел святых Петра и Павла на этом месте в благодарность Богу за спасение от взбунтовавшихся солдат.

Говорят, Пац был жестоким человеком, скорым на расправу, но, тем не менее, очень набожным. Хотя, возможно, не потому, что жил по заветам божьим, а потому что ему было, что замаливать. Его жестокость и стала причиной вспыхнувшего бунта. С верными людьми он укрылся в развалинах и стал молиться о том, чтобы их не нашли. Разъяренные солдаты прошли мимо, не заметив гетмана, и в благодарность Богу он пообещал возвести прекрасный храм. Основатель храма не дожил до окончания работ по украшению храма. Но, желая искупить свои грехи, завещал похоронить себя под входным порогом, чтобы все входящие в храм топтали его. Однако его же собственные солдаты шутили, что он просто хотел и после смерти заглядывать женщинам под юбки. На надгробной плите было написано «Здесь лежит грешник». Через сто лет в нее ударила молния, и плита раскололась, поэтому сейчас вмурована в стену справа от входа.

Внутри храма есть символический путь от начала до конца жизни. Он начинается слева от входа и, проходя по периметру, заканчивается аллегорией смерти – скелетом с косой. По изображению видно, что перед смертью все равны: и короли, и священники, и ученые. Вообще в костеле, кроме икон, фресок и скульптур, много интересных вещей. Например, большая люстра в виде золотого корабля, амвон в форме лодки с акустическим усилителем, две литавры, отнятые Пацом у турков. Особый интерес представляет скульптура Иисуса Назаритянина с париком из натуральных волос. Она была прислана из Испании в 1700 году, но в костел св.Петра и Павла была перемещена лишь в 1864 году, когда был закрыт монастырь триниторов, где она хранилась ранее. С этой скульптурой также связана одна довольно противоречивая легенда.

Говорят, когда скульптуру перевезли в костел, волосы на голове Иисуса не только обладали чудотворной силой, но и росли. Одна из прихожан, бабуля, проведала про целебные свойства волос и решила вылечить свою больную собачку. Она осталась в храме на ночь и срезала локон с головы скульптуры. Утром же, никем не замеченная, она отправилась домой и потерла волосами собаку. К сожалению, собачка сразу умерла, а волосы у Иисуса с тех пор перестали расти.

Согласитесь, легенда не из приятных. Не совсем понятно, почему чудодейственная сила вдруг превратилась в губительную, хотя, как говорят, «не исповедимы пути…». По правде сказать, атмосфера католических храмов для православного человека довольно странная. Пусто, холодно, даже немного страшно, когда обращаешь внимание на скульптуры с пустыми глазницами, взирающими на тебя из-под потолка. А вот православные храмы, которых в Вильнюсе 13, показались чем-то родным на чужой земле: знакомые, теплые, уютные, яркие. Более того, некоторые их них были основаны в те времена, когда Литва принадлежала Российской Империи, поэтому стены храмов содержат множество надписей на русском языке.
Покидая Костел св.Петра и Павла, стоит обратить внимание на надпись над входом на латинском языке «REGINA PACIS FUNDA NOS IN PACE» («Королева мира, укрепи нас в мире»). Эта фраза обыгрывает родовое имя Паца, так что предусмотрительный гетман еще раз напомнил прихожанам о себе.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
21 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Вильнюс
сообщить модератору
    Наверх