----YOUTUBE----v/FIJkcv00_bg----/YOUTUBE----
ЛЕЧЕБНЫЙ ТЕАТР ЭПИДАВР
Театр возник из потребности людей в сопереживании. Люди идут в театр, чтобы увидеть на сцене что-то знакомое, себе общее, найти ответы на мучающие их вопросы.
Театр и возник как психодрама, как способ воздействия на зрителя с целью передачи необходимой информации. Развлекательная функция театра всегда была на втором месте.
Известный театр был построен в святилище Асклепия в Эпидавросе – одном из самых популярных мест врачевания в древней Греции. Эпидаврос расположен вокруг одной из бухт Саронического залива на Арголидском полуострове на северо-востоке Пелопоннеса.
В античности Эпидаврос был местом исцеления, своеобразным курортом санаторного типа.
Театр рассматривался как один из элементов методики оздоровления – своего рода психотерапия.
Это лучше всего сохранившийся архитектурный памятник в Эпидавросе – типичный пример эллинистической архитектуры.
Красота этого места действительно производит успокаивающее действие.
Театр был известен своей выдающейся акустикой. Сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. Откуда пришли такие архитектурные достижения, до сих пор не известно. Но подобная архитектура не требует от актёров использования усилителей и микрофонов. Если бросить монетку в центральном круге, то звон её будет слышен по всему театру. Шепот слышен в последнем ряду так же хорошо, как и в первом.
Асклепий был богом врачевания, сыном Аполлона, отданным на обучения мудрому кентавру Хирону. Асклепий превзошёл учителя, и не только исцелял людей, но что главное – научился воскрешать мёртвых. Поскольку люди на Земле не умирали и не поступали в царство Аида, тот пожаловался Зевсу. Зевс за вмешательство в божественный порядок (согласно которому люди должны рождаться и умирать), убил Асклепия, поразив молнией.
Лечение в Эпидавре было основано на возможности внушения, которой обладали жрецы. Кроме этого, жрецы имели и некоторые навыки знахарства.
Врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра. Последнюю ночь своего пребывания в этом древнем санатории, пациенты проводили в так называемой "Колоннаде Асклепия" (абатоне), предварительно подготовившись к встрече с богом. Эта подготовка включала в себя рацион питания с наркотическими добавками. И в эту последнюю ночь к ним приходил сам бог и действительно их излечивал.
С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры.
Древнегреческие трагедии несли не развлекательный, а поучительный характер. Один «Царь Эдип» чего стоит!
Зритель в процессе представления испытывал катарсис (душевное очищение), которое приносило облегчение. Потому древние говорили, что прежде чем лечить тело, нужно лечить душу. Теперь говорят примерно то же самое – все болезни от нервов!
Люди ходят в театр, чтобы не просто отдохнуть, но сознательно или подсознательно избавиться от страхов, фобий, неврозов, преследующих их в жизни. Только в театре можно пережить реальное «включение» (сопереживание), которое очень редко удаётся испытать в кино.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд говорил о полезности сопереживания с целью избавления от невроза. Примером может служить выдающийся фильм «Скромное обаяние буржуазии» французского режиссёра Луиса Бунюэля.
Современные психологи советуют парам, имеющим проблемы в семейной жизни, совершать некое подобие игры, разыгрывать психодраму, с целью как бы «проиграть» (проговорить, выговорить) свою ситуацию, чтобы решить проблему в форме театрального действа.
Ну а то, что музыка лечит, знают, наверное, уже все. Сеансы музыкальной терапии приносят реальное облегчение и исцеление, и раны заживают быстрее.
Как многие люди становятся психологами, решая свои личные проблемы, так и в театре: одни становятся актёрами, а другие зрителями. Актёры как бы решают для зрителя и за зрителя его проблемы, разыгрывая ситуации, в которых зритель может узнать себя. И сопереживая разыгрываемой на сцене постановке, зритель испытывает облегчение (что не он такой один, не у него одного проблемы, а у других ещё и похуже, – так что не всё так плохо, и ещё можно жить).
Не в этом ли притягательная сила шекспировских трагедий?!
Ну а о целительной силе комедий знает по собственному опыту каждый.
Популярность народных театров также вызвана этим. Люди приходят туда играть не ради заработка и славы, а чтобы отвлечься от житейских проблем, заполнить пустоту существования, решить для себя проблему смысла жизни. И театр реально помогает.
К сожалению, лично для меня современный театр умирает. Нет вдохновляющих спектаклей, гениальных актёров, как когда-то собрал в БДТ Товстоногов на спектакле «Идиот».
Раньше был реалистический театр, и я верил происходящему, будь то «Мещане», «Ханума» или даже «История лошади». Теперь изначально предлагают не верить происходящему на сцене. В результате замысел автора не создаёт предполагаемого эффекта. А о катарсисе остаётся только мечтать.
Когда-то я хотел стать актёром, но вовремя понял, что гораздо интереснее быть одновременно и режиссером, и сценаристом, и исполнителем главной роли своей собственной судьбы. Я не смог бы долго повторять чьи-то мысли, потому как от своих не знаю куда деться. Зачем пытаться имитировать чужие жизни, когда необходимо реализовать собственное предназначение?
Вслед за Шекспиром можно повторить: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»!
Что к творчеству нас побуждает? Что побуждает нас творить?
Ни деньги, ни почет — всяк знает, не смерти страх нам стимул жить.
Творить Любовь нас заставляет, собой Необходимость быть!
Закон творения — во мне он, ведь я творение Творца.
Мир — Мысль, что творится Словом. И создаёт всё Красота!
Творение не произвольно. Первопричина — мир любить.
Творю я будто бы невольно, жаждя себя осуществить.
Творю я, Бога постигая, понять пытаясь в чувстве смысл.
Этим себя осуществляя, я воплощаю чью-то мысль.
Но чью? Зачем всё это миру, коль всё исчезнет без следа?
Зачем Господь вручил мне лиру? Зачем стихи слагаю Я?
Зачем творю, коль всё исчезнет? Зачем живу, раз всё умрёт?
Если конец всему известен, толкает Что меня вперёд?
Закон Бытия универсален — Как, Почему, Зачем творю?!
Возможно, Он парадоксален. Ведь я не думая, дышу.
Небытиё рождает звёзды, чтоб вновь когда-то их убить.
Зачем даруются мне мысли? Зачем не можем не любить?!
Нет! Почему! люблю, творю я. Творение имеет смысл!
Себя же этим развлекая, Вечность играет Театр — Жизнь.
Закон творения любого — Закон Творца, и Он во всём!
Творю для развлеченья Оно, ведь Бытия спектакль в том».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Древние Афины сегодня», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.
Мой видеоролик «ЭПИДАВР» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post112824186/play
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru