Томск

Томск

LAT
  • 56.46399N, 84.96255E
  • Я здесь был
    Было: 143
    Хочу посетить
    879

    95 материалов по 47 объектам,  1 467 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Seka 82
     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Россия, Томск, ул.Крылова, 12
    Фотографии
    Карта
    21 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (2) помощь
    AFINAPOST
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 июл 2011

    Богородице-Алексеевский монастырь. Неразгаданная загадка

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    17 января||
    GPS
    |3 (2)| 12| 406
    5
    Чудны дела Твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась.

    Таинственные события, чужие секреты, самые настоящие преступления, запутанные истории
    когда-нибудь обязательно расставят по своим местам. Часто под интригой понимается любая загадка, тайна, недосказанность, вызывающая любопытство и желание докопаться до истины.


    Слово "интрига" французское и переводится как "запутываю". Путаница эта связана с действиями людей, которые стремятся достигнуть желаемого результата путём разного рода скрытых манипуляций: заговоров, сплетен, обмана и шантажа.
    В интриге одни люди препятствуют планам других или используют этих других для достижения своих целей. Хорошая, захватывающая интрига складывается тогда, когда такое использование происходит втёмную.

    Сначала о Богородице-Алексеевском монастыре в городе Томске.
    3

    Автор: AFINAPOST


    Один из старейших монастырей в Сибири основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в девяти верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким.
    В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место.
    На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплён и окружён оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар.
    Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

    Старец Ефрем, бывший в то время руководителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска "...по их согласному выбору места". Поставили монастырь на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности.
    В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия.
    1

    Автор: AFINAPOST



    Место устроения монастыря было отмечено большим памятным крестом с надписью:
    Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге.

    Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более тридцати лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским.
    0

    Автор: AFINAPOST



    В 1662 году в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя св. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия. В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.
    3

    Автор: AFINAPOST



    Хотя новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска, за несколько лет обитель выдержала множество осад со стороны диких кочевников, самая значительная из которых была в 1668 году.
    3

    Автор: AFINAPOST



    С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром. Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.
    В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница.
    В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска.
    В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири Русское Духовное училище.
    2

    Автор: AFINAPOST

    .
    3

    Автор: AFINAPOST



    К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями, что требовало много рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на реке Шегарке.
    Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 мужских ревизских душ.

    После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казённым жалованием, в нём было упразднено архимандричье правление. Братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.
    2

    Автор: AFINAPOST



    С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь стал опять управляться архимандритом и был
    обращён в общежительный. С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев.
    На его территории был построен Архиерейский дом с церковью Трехсвятителей.
    1

    Автор: AFINAPOST



    Каменная ограда вокруг монастыря с четырьмя угловыми башнями и тремя воротами, среди которых были Святые ворота, была построена в 1836-1839 годах по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора Карла Густовивоча Турского. Это придало монастырю величественный вид.
    3

    Автор: AFINAPOST


    Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия в южной части обители со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской Земли.

    Подлинным украшением монастыря стала колокольня построенная в 1860 году. В 1863 году на неё был поднят "Торжественный" 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.
    3

    Автор: AFINAPOST

    .
    3

    Автор: AFINAPOST



    В 1882-1899 годах в монастыре размещалась Духовная семинария.
    Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 году по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова.
    2

    Автор: AFINAPOST



    Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку. Здесь, на древнем месте расположения обители при устье Киргизки, находился дом и небольшой деревянный Покровский храм.
    Вплоть до 1926 года здесь подвизалось монахи, своим трудом добывая пропитание. Вскоре началось полное уничтожение монастыря, но монахи, уже обречённые на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти.
    Судьба всех монахов неизвестна, но наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.
    1

    Автор: AFINAPOST



    Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учёт музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение.

    Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов. В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и Святые врата обители.

    В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией Казанского храма обители.
    В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II и по его благословению дело пошло на лад.
    В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил торжественное открытие монастыря. В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор.
    2

    Автор: AFINAPOST

    .
    1

    Автор: AFINAPOST


    В 1996 году был возвращён из ведомства музея бывший Настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.


    А теперь интрига, неразгаданная загадка XIX века.

    Старец Фёдор Кузьмич, Феодор Козьмич Томский (1776-1864), сибирский старец, живший при Богородице-Алексеевском монастыре Томска, за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской Православной Церковью в лике праведников в составе Собора сибирских святых.
    1

    Автор: AFINAPOST


    Согласно одной из легенд, возникшей в середине XIX века, при жизни старца, он не кто иной как российский император Александр I, раскаявшийся отцеубийца, инсценировавший свою смерть и ставший богомольцем-скитальцем, затерявшимся на просторах Сибири.
    Вопрос о тождественности Фёдора Кузьмича с императором историками однозначно не решён!

    Сведений о ранних годах жизни Фёдора Кузьмича нет. Первое упоминание о нём относится к 1836 году. Он был задержан в Пермском крае как неграмотный бродяга без документов, не назвавший своего происхождения, за что был наказан кнутом и сослан в Сибирь.
    В марте 1837 года партия ссыльных прибыла в Томск, из-за странностей и возраста старца не привлекали к принудительным работам. Известно, что местный казак Семён Сидоров, видя склонность старца к уединению и молитве, построил ему келью-избушку в станице Белоярской.

    Обретя свободу, "неграмотный" Фёдор Кузьмич начал обучать сельских детей грамоте и счёту, Священному Писанию и истории, в качестве платы брал только пищу, отказываясь от денег. Старца начали почитать за праведную жизнь, в этот период возникает легенда о его царственном происхождении — казак Березин, долгое время служивший в Петербурге, в старце Фёдоре опознал покойного императора Александра I.
    В начале XX века появилось свидетельство местного священника Иоанна Александровского, сосланного в Сибирь из Петербурга, который опознал в старце царя и утверждал, что не мог ошибиться, так как неоднократно видел Александра I в столице на службе.
    Возникшая известность заставила старца практически не выходить из своей кельи, позднее он оставил станицу Белоярскую и поселился в селе Зерцалы в бедной крестьянской семье.
    Из старого овечьего хлева ему сделали келью, в которой он прожил 10 лет.

    В 1849 году старец переселился в село Краснореченское, где ему построил келью крестьянин Иван Латышев. По воспоминаниям местных жителей, там старца навещал Иркутский епископ Афанасий, с которым он разговаривал на французском языке.
    Старец встречался также с епископом Томским Парфением, а в 1850-е годы келью старца на пасеке Латышева, якобы, посетил молодой писатель Лев Николаевич Толстой и целый день с ним беседовал, что не соответствует действительности. Толстой в эти годы воевал на Кавказе, в Севастополе и затем путешествовал по Западной Европе, а не по Сибири.

    Исследователи отмечают обширную переписку Фёдора Кузьмича с бароном Д. Остен-Сакеном, в имении которого в Прилуках архив не сохранился, с младшим братом Александра I императором Николаем I, которая велась с помощью шифра. Получив известие о смерти императора, старец заказал отслужить панихиду, на которой долго молился со слезами.
    В образованном старце с аристократическими манерами жители сибирских деревень видели личность с благородным прошлым и спрашивали об этом старца, но он давал уклончивый ответ.

    В 1858 году старец познакомился с купцом Семёном Хромовым, который уговорил его поселиться в Томск и он стал проживать на загородной купеческой заимке (сейчас посёлок Хромовка в черте Томска) или в самом городе во флигеле дома Хромова на Монастырской улице (ул. Крылова).
    Старец регулярно посещал церковные службы в Казанской церкви, но никогда не исповедовался и не принимал причастия. Затем стало известно, что у него есть духовник — протоиерей Пётр и томский епископ Парфений. Они утверждали, что знают, КТО ОН, но отказывались разгласить тайну исповеди.

    Напомню немного о моменте из жизни императора Александра I Благословенного (1777-1825), старшего сына Павла I и брата Николая I, внука Екатерины II.
    После рождения у Павла I старшего сына, наречённого Александром, Екатерина рассматривала возможность передачи престола любимому внуку в обход нелюбимого сына. Опасения Павла в таком развитии событий укрепляла и ранняя женитьба Александра, после которой по традиции наследник считался совершеннолетним.
    Из письма Екатерины Великой от 1792 года своему корреспонденту барону Гримму: "Сперва мой Александр женится, а там со временем будет коронован со всевозможными торжествами".
    Торжества по случаю брака своего сына Павел I демонстративно проигнорировал
    .

    Накануне смерти Екатерины придворные ждали обнародования манифеста (завещания) об отстранении Павла, заключении его в эстляндском замке Лоде и провозглашении наследником Александра. Но, существовало мнение, что манифест Екатерины самолично уничтожил кабинет-секретарь Александр Безбородко, что позволило ему получить при новом императоре высший чин канцлера.

    Во главе петербургского заговора стоял военный губернатор столицы — граф фон Пален, опытный царедворец и тонкий интриган. Расположив императора Павла, он убедил отдать распоряжение об аресте любого лица как главного заговорщика.
    Предъявив Александру Указ об безымянном аресте и на словах рассказав, что это предназначено именно ему — Александру, он сильно напугал юношу-наследника и сумел привлечь его на сторону заговорщиков.
    Александр дал своё согласие на переворот, чтобы добиться от отца отречения в свою пользу. Пален обещал обязательно сохранить жизнь императору.

    В ходе заговора было решено запереть Павла в Шлиссельбургскую крепость, заставить отречься от трона "по болезни" и объявив его душевнобольным передать власть Александру.
    Основание — воля Екатерины II, её известное желание передать престол внуку в обход сына.

    Жребий брошен, надо действовать. Полумеры ничего не стоят.
    Фраза генерала-заговорщика Беннингсена.

    В результате развития хода исполнения заговора Павел I был убит нетрезвыми офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.
    Когда Александр вошёл в спальню отца, впечатление было настолько сильным, что он упал в обморок и потом около часа рыдал. Когда же он пришёл в себя, то понял, что его обманули и что сознание своего участия в убийстве отца будет преследовать его всю жизнь.
    1

    Автор: AFINAPOST



    Манифест, данный императором Александром I от 12 марта 1801 года — причиной смерти Павла I объявлялся апоплексический удар. Информация о насильственной смерти императора была под цензурным запретом до революции 1905 года. Любые публикации с намёком на насильственную смерть императора пресекались цензурой. Архив лиц, участвовавших в заговоре, после их смерти изымались государством.

    Александр был коронован 15 сентября 1801 года в Успенском соборе митрополитом Платоном.
    0

    Автор: AFINAPOST


    Ф.Я. Алексеев "Иллюминация на Соборной площади в честь венчания на царство Александра I".

    Аристократ и либерал, одновременно загадочный и открытый, Александр казался современникам тайной, которую каждый разгадывает по своему представлению.
    Пётр Вяземский написал об Александре I так:
    Сфинкс, неразгаданный до гроба,
    О нем и ныне спорят вновь;
    В любви его роптала злоба,
    А в злобе теплилась любовь
    .

    Дитя осьмнадцатого века,
    Его страстей он жертвой был:
    И презирал он человека,
    И человечество любил
    .

    Александр I — утвердивший либеральные реформы М.Сперанского, руководитель успешных войн с Турцией (1806-1812), Персией (1804-1813) и Швецией (1808-1809), победивший в войне 1812 г. Наполеона I Бонапарта, в последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола в пользу брата Николая и "удалиться от мира", что после его неожиданной смерти в Таганроге породило легенду о "старце Фёдоре Кузьмиче".
    Согласно этой легенде в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а другой человек, в то время как император ещё долго жил старцем-отшельником замаливая смертный грех и скончался в 1864 году.

    Старец много времени проводил в молитвах, его колени были покрыты толстыми мозолями от длительного стояния на них. Даже перед смертью, на исповеди, отцу Рафаилу из Алексеевского монастыря, старец отказался назвать имя своего небесного покровителя, а также имена своих родителей.

    Сохранился, со слов купца Хромова, его разговор с Фёдором Кузьмичом накануне его смерти:
    — Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле.
    — Говори. Бог тебя благословит — ответил старец.
    — Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный. Правда ли это?
    Старец, услыша эти слова, стал креститься и сказал:
    — Чудны дела Твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась
    .

    Скончался старец 20 января 1864 года и был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. В 1904 году над могилой была построена каменная часовня.
    На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.

    В советское время часовня была разобрана на кирпичи для строительства зданий.
    В 1995 году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора и через два года часовня-памятник была восстановлена на прежнем фундаменте.
    1

    Автор: AFINAPOST

    • Адрес:

      12, ул. Крылова, Томск, Россия

    • Дополнительная информация:

      Остановка "площадь Батенькова" трамвая №1,2,3,5

    • Телефон:

      (3822) 53 14 45, 52 74 23

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    20 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Томск
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      17 янв, 18:32
      удалить
      Алечка, спасибо, что знакомите нас с сибирскими городами, их монастырями и церквями. Эта географическая часть России полна разной истории, древней, новой и новейшей. Как красива наша Сибирь и недаром на нее точат зубы наши партнеры!
    • AFINAPOST
      помощь
      AFINAPOST
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 июл 2011
      вчера в 00:45
      удалить
      Спасибо, Татьяна! Очень искренний отзыв с патриотической звенящей нотой!
      А "зубы и губы" надо "партнёрам" поджать!
      Россия нам самим нужна! Никому её не отдадим!
    • Irinusik
      помощь
      Irinusik
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 дек 2020
      вчера в 08:52
      удалить
      Таинственная история! Сейчас, когда открыты все архивы, неужели нет энтузиастов и учёных, которые разгадали бы эту историческую драму?
      ДНК! Ведь сохранились мощи старца и царя!
    Наверх