38 материалов по 26 объектам, 676 фотографий
- GPS
- Россия, Россия, Самарская область, г. Сызрань, ул. Фрунзе, д. 78
Единственный старообрядческий храм Сызрани
Поначалу Сызрань приписывалась к Симбирской провинции Казанской губернии, позднее – к Симбирской губернии. Ее население к концу ХVIII века составляло около пяти тысяч человек. По новому административному делению 1928 года Сызрань вошла во вновь образованную Средне-Волжскую область (ныне Самарскую) с центром в Самаре.
Появление и распространение старообрядцев в Симбирской губернии связано, прежде всего, с Высочайшим манифестом императрицы Екатерины II, призывавшим вернуться в Россию из-за границы всех русских «беглецов», и обещавшим им различные блага и восстановление их в правах гражданства. Последующими императорскими указами 1764 и 1769 годов были определены места для поселения вернувшимся в страну старообрядцам, в том числе по реке Иргиз и вдоль Малой Сиротской дороги с Волги на Урал, проходившей как раз по территории Сызранского уезда Симбирской губернии.
Самым распространенным и влиятельным в Симбирской губернии было поморское согласие, изначально как феодосеевское, позднее даниловское и брачное. Это согласие распространилось по губернии из Сызрани, где его первым последователем был казенный крестьянин Иван Васильевич Долгушин, который, как пишется в документах, «обучаясь ремеслу в Астрахане и Уральске, заразился оным и принес семена его в Засызранскую слободу».
На 1864 год в Сызрани проживало старообрядцев:
поповцев -218 человек
безпоповцев, приемлющих брак 38,
безпоповцев, не приемлющие браки 543.
В 1903 году в Сызрани проживало 966 старообрядцев.
На средства Белокриницкой старообрядческой общины после прекращения гонений на староверов со стороны государства в 1905 году была построена Крестовоздвиженская церковь. Строительство было начато в 1905 году, а завершено в 1912 году.
В советское время церковь была закрыта, изуродована и выглядит в значительно повреждённом состоянии: при сохранившихся основных объёмах утрачены перекрытия.
Построить новый храм в Сызрани было невозможно.
Старообрядцы для своих молений использовали частный деревянный дом на окраине. Число прихожан росло.
Тогда купили более просторный дом на одной из центральных улиц Сызрани.
На свой страх и риск приделали небольшой купол. Потом был добавлен более мощный купол.
Полное название храма: Церковь Воздвижения Честного Креста Господня Русской Православной старообрядческой Церкви.
В Сызрани родился интересный человек, который проповедовал последовательно сначала идеи старообрядческой, затем православной церкви.
Петр Иванович Леднев (1821–1895) родился в городе Сызрани в зажиточной купеческой семье.
Родители его, Иван Степанович и Прасковья Ивановна, формально числились православными и 10 января 1819 года были венчаны в приходской Казанской церкви, находившейся на месте нынешнего Казанского кафедрального собора.
Здесь же, 23 января (11 января по старому стилю) 1821 года был крещен их первенец с именем Пётр.
Фактически же семья Леднёвых придерживалась старообрядческого раскола по беспоповскому федосеевскому согласию, поэтому воспитывался Пётр в понятиях федосеевщины, в полном отчуждении от Церкви. В беспоповском федосеевском учении Пётр видел прямой и логичный путь к Богу.
В 1846 году он уехал в Москву, откуда его направили в 1848 году в Восточную Пруссию и там основал старообрядческий Войновский монастырь (ныне пос. Войново на Мазурских озерах в Польше).
Пострижен он был в иноки с именем Павел, по месту его службы его называли Павел Прусский.
Управлял он им 15 лет (до 1867 года), стоя во главе федосеевцев и пользуясь громадной известностью старообрядцев по всей России.
Постепенно Павел Прусский пришёл к выводу, что раскол — дело неправедное. В январе 1867 года инок Павел простился с монастырем и в апреле 1867 года прибыл в Москву, где был представлен митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) как ищущий соединения с Православной Церковью.
25 февраля 1868 года было совершено торжественное присоединение инока Павла (Леднёва) к Православной Церкви временно управляющим Московской епархией епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым). 16 октября 1868 года он был поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря.
В 1871 году он предпринял миссионерское путешествие на свою родину, в Сызрань. По пути он останавливался, как миссионер, в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове.
Его младший брат Алексей Иванович Леднёв был хлеботорговцем, купцом I гильдии, Городским головой первой городской Думы. Павел Прусский обратил брата из раскола в православие.
Чего только жизнь не преподносит...
- Адрес:
Россия, Самарская область, г. Сызрань, ул. Фрунзе, д. 78
- Дополнительная информация:
Про старообрядцев:protopop-avvakum.ru/starovery…
Про Павла Прусского: syzran-eparhia.ru/novosti/pub…
Дешёвый ✈️ по направлению Сызрань