109 материалов по 29 объектам, 1 945 фотографий
- GPS
- Иран, Иран Исфахан ул. Остандари, 195
29 октября 2023 г. – воскресенье
Исфахан
Похоже, что никто из нашей группы ничего не купил для себя в художественной галерее миниатюриста (Исфахан. Персидская миниатюра. Ч.53), и я даже не знаю, сколько могла стоить самая маленькая картинка. Наверное, это было предсказуемо, и поэтому Фатима повела нас в следующую лавку, где торговали персидскими коврами, что гораздо ближе сердцам россиян.
.
Пару слов добавлю к тому, о чем уже говорила в рассказе о музее ковров в Тегеране (Музей персидских ковров: орнаментом украшен, затейливый узор). Все мы знаем, что ковры научились делать в глубокой древности, но особенно хорошо их делали на Востоке. Более того, словосочетание «персидский ковер» знакомо всем без исключения, а во многих странах Азии о состоятельности хозяина судили по наличию ковра в доме. В царскую Россию обычай вешать ковры на стенку перекочевал именно из Средней Азии. Ковры лежали на полах, висели на стенах, их даже использовали в качестве накидок для мебели. Так было и позже, уже в Советском Союзе, и я помню, как завораживал меня рисунок ковра над моим спальным местом. При наличии буйной детской фантазии на коврах можно было найти оленей, собак, и деревья, и дома, и целые сказочные сюжеты. Еще добавлю к воспоминаниям то, что зимой ковры чистили снегом, а летом «выбивали» специальной хлопушкой в виде теннисной ракетки.
В большом зале магазина нас усаживают на низкие скамеечки, и сперва именно Фатима проводит нам небольшую лекцию о ковроткачестве в Исфахане, богатые традиции которого пришлись на годы правления Шах Аббаса (1587—1629 гг.). «Желая благоустроить новую столицу, шах пригласил в Исфахан искусных зодчих, ткачей, инкрустаторов, мастеров по росписи тканей и художественному шитью. Именно в этот период зародились многие школы ковроткачества и сформировались многочисленные исламские и арабские орнаменты персидских ковров».
Мне было очень интересно и удивительно узнать о связи Корана с ковроткачеством. Итак, как и Бог в христианстве, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. «Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами». Если в Юго-восточной Азии процесс сотворения мира изображается в мандалах, то на Востоке ковер ассоциируется с мини-моделью земного рая. А раз так, то совершенно немыслимо не иметь ковра в доме, а уровень благосостояния хозяина определялся количеством и качеством ковров в его жилище.
Что касается истории древней Персии, то она неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство изготовления ковров передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, и делали это для самих себя или, в крайнем случае, в подарок. Только в III веке н. э. началось производство ковров на продажу.
Ни для кого не секрет, что родоначальниками ковров были кочевники Центральной Азии, потому что для них они были защитой от холода и сырости. И было это еще 2400-2500 лет назад, это подтверждает находка пазырыкского ковра на Алтае, о чем я уже упоминала. Оказалось, что спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.
Интересные сведения я нашла в Интернете: «История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров – «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. «Весенний ковер» был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение — такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее — узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода — прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что, когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям».
Персидские ковры менялись согласно политической конъектуры, и прошли несколько периодов своего развития, и это был пришедший в страну ислам, запретивший изображение живых творений Аллаха. Турки в период с 1038 по 1194 гг. привнесли собственную культуру ковроткачества. Добавило свою лепту и монгольское владычество, лишившее ковры истинно персидской пышности.
«В XV во времена династии Сефевидов веке новой столицей Персии стал город Исфахан. В столице и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны. В Европе персидские ковры стали очень популярны, за ними снаряжались целые торговые экспедиции».
Сегодня в Исфахане сосредоточено множество больших и маленьких ковроткацких мастерских, в одну из которых мы и попали. Как обычно для обозрения покупателей имеется ткацкий станок, за которым на глазах туристов трудятся две иранки.
На арену (как по-другому назвать этот зал) выходит менеджер, который начинает вить нить своего рассказа о коврах, а Фатима переводит.
Перед нами начинают метать разнообразные ковры. И рассказывать, что для изготовления исфаханских ковров используется ценнейшая шерсть, взятая с области шеи молодых ягнят. В ход идет шерсть местного производства, или ее закупают в Новой Зеландии и Австралии. Традиционно основа исфаханских ковров делается из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Ворс в большинстве случаев – шерстяной, хотя встречаются экземпляры с шелковым и смешанным ворсом.
Цветовая палитра исфаханских ковров построена на игре контрастов. «На полотнах выделяются целые области ярко-красного, оранжевого, насыщенно-желтого и синего цветов, которые одновременно контрастируют с фоном, бордюром или орнаментами более сдержанной, или наоборот, контрастной цветовой гаммы». Примечательно, что шерсть исфаханских ковров срезается до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка всегда очень четкий. И еще – стоимость ковров зависит от сложности и детализации отдельных узоров, и чем они мельче, тем дороже изделие.
«Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Имеется многочисленные, очень запутанные и точно выполненные орнаменты, реалистично изображенные птицы и цветы. Центральная область ясно отделена от бордюра. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) — золотого века персидского ковроткачества».
Мы слушаем молодого человека, следим за его священнодействием при выкладке ковров, но невольно замечаем какую-то странность на его лице.
И тут мы вспоминаем рассказ Фатимы о пластических операциях на нос. Здесь явно прослеживается этот след, уж больно курносым кажется его орган обоняния.
.
Конечно ковры красивые, слов нет, и я даже вспомнила, что чуть было не купила маленький шелковый коврик еще в Тунисе. Сегодня у меня дома остался с советских времен только один ковер, да и тот лежит на полу в гостиной. Второй, больший по размеры, который год лежит свернутый в трубочку на лоджии. Так что вопрос покупки этой роскоши лично у меня не стоял. А вот сделать фото на фоне персидских ковров очень даже рекомендуется.
Вставать с мягкого шерстяного полотна было сложно, хотелось лечь на этот цветочный узор и расслабиться, но впереди у нас очередное знакомство с настоящей драгоценностью Ирана — Бирюзовое сокровище Исфахана. Ч.55
Продолжение следует...
- Тип товара:
одежда/аксессуары; парфюмерия/косметика
- Что покупать:
Ковры
- Цены: средние
- Адрес:
Иран
Исфахан
ул. Остандари, 195
Дешёвый ✈️ по направлению Исфахан
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: