392 материалa по 164 объектам, 6 584 фотографии
- GPS
- Испания, Plaza de Cibeles, 1
- +34 91 480 00 08
- www.centrocentro.org
Шедевры Музея Мармоттан-Моне в Мадриде
Этот совет является частью дневника «Музеи и дворцы Мадрида»
Выставка освещает последовательные этапы карьеры художника от его начала на нормандском побережье до его последней работы «Водяные лилии», включая его поездки в Голландию, Норвегию и Лондон. Это работы, которые он хранил как сокровище в своем семейном доме в Живерни.
Но не только своими работами был украшен его дом. На протяжении своей жизни Клод Моне собирал картины, скульптуры, графику других художников — вот с них я и начну своё более детальное знакомство с Моне, как с человеком и погружусь в неисчерпаемый мир творчества художника, открывая для себя ранее непонятое или неизведанное.
На выставке представлено несколько работ Огюста Ренуара. Он чаще всего изображал Моне и эти картины соответствуют периоду их дружбы и пребыванию Ренуара в Аржантее, где Моне и его семья жили между 1871 и 1877 годами. Эти и другие картины, подаренные Ренуаром Моне, были не только «семейными портретами», но и началом коллекции импрессионистов, собранной мастером.
В начале 1880-х годов Поль Полен, дантист по образованию, встретил Эдгара Дега, который посоветовал ему заниматься скульптурой и заказал ему свой бюст. Работа пошла и за скульптурой художника последовали многие другие знаменитости, в их числе был и Клод Моне.
Французский живописец классической школы Каролюс-Дюран тоже писал портрет Моне.
Или вот ещё одно имя для знатоков французской живописи Жильбер де Северак и его портрет Клода Моне 1865 года.
А теперь обратимся непосредственно к самому художнику и его творчеству.
В то время, когда живописец еще не полностью обратился к пейзажной живописи, на многих его картинах появляются его первая жена Камилла Донсье и их дети. По его работам можно читать его биографию.
По разному художники самовыражаются. Кто-то в своих работах отражает переломные или исторические моменты истории Художник неба и земли… Марк Шагал, а творчество Моне в его начале, является прекрасной иллюстрацией его жизни. Вот, например, эта небольшого формата работа рассказывает нам о том, как Клод Моне, его жена Камилла и их первый сын Жан провели лето 1870 года. На модном в то время морском курорте Трувиль Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который специализировался на пляжных сценах. Моне подхватил ту же тему, но изображает фигуры в более динамичной композиции — грубо набрасывая формы и игнорируя детали, поскольку его интересовало прежде всего изучение пленэра и световые эффекты. Это были первые шаги на пути к импрессионизму.
ПЛЯЖ В ТРУВИЛЕ, 1870 г.
На этом небольшом портрете изображен Мишель, родившийся 17 марта 1878 года, через одиннадцать лет после своего старшего брата Жана. Вот именно благодаря этому мальчику мы и видим эту коллекцию. Как и другие портреты своих сыновей, написанные художником, этот никогда не выставлялся и оставался в семье до смерти Мишеля в 1966 году.
В 1871 году Моне покинул Париж, чтобы поселиться со своей женой Камиллой и четырехлетним сыном Жаном в маленьком городке Аржантёй. Эта смена обстановки вдохновила его на создание почти двухсот пятидесяти картин за семь лет. Аржантёй, городок, расположенный примерно в десяти километрах от Парижа на берегу Сены, был местом воскресного отдыха для парижан. Аржантёй был особенно дорог Моне не только потому, что именно здесь он впервые смог предложить своей семье дом, сад и надлежащую обстановку, а также мог проводить время, исследуя окружающие пейзажи.
ПРОГУЛКА РЯДОМ С АРЖАНТЕЕМ, 1875 г.
Клод Моне выходит за пределы мастерской, осваивает и создаёт свою пленэрную живопись. С этого момента он начинает запечатлевать воздух во всех его проявлениях. Из его высказываний: «Я хочу нарисовать воздух, в котором находятся мост, дом и лодка. Красота воздуха, в котором они находятся, и это не что иное, как невозможное». Всю оставшуюся жизнь он стремился уловить изменения цвета от меняющегося освещения и запечатлеть свои впечатления благодаря быстрым и последовательным ударами кистью.
В конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению.
Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Что Моне действительно увлекало, так это природа.
Некоторые зимние картины позволили Моне создать на холсте новые гармонии. Несколько далеких фигур вдыхают жизнь в статичный зимний пейзаж.
СНЕЖНЫЙ ЭФФЕКТ, ЗАКАТ,1875 г.
В конце 1877 года Клод Моне поселился с семьёй в Париже. В тот момент Камилла была беременна вторым сыном. В поисках пейзажей для написания на окраине Парижа художник неоднократно возвращался на остров Гранд-Жатт, расположенный менее чем в двух километрах от города. Леса Курбевуа на дальнем берегу Сейма на полотне перекликаются с японскими гравюрами по дереву. Моне с молодости восхищался гравюрами Хиросигэ, Хокусая и других живописцев из-за их смелых композиций, необычных ракурсов и яркого цветового воплощения. С годами у Моне была собрана коллекция японских гравюр.
ВЕСНА СКВОЗЬ ВЕТВИ, 1878 г.
Менее через год после рождения второго сына уходит из жизни Камилла. И здесь немного я отвлекусь на личную жизнь художника (надо сказать, что на выставке не представлена информация и иллюстрация того, как складывалась жизнь Моне в этот период).
За два года до этого события Моне получил заказ от владельца крупного парижского магазина и коллекционера произведений искусства Эрнеста Ошеде. Моне надо было написать декоративные панно и несколько пейзажей для поместья Ошеде. Находясь там, он знакомится с его женой Алисой Ошеде, с которой завязались отношения.
Через год Ошеде обанкротился и они были вынуждены переехать со своими детьми в дом в Ветёе, под одну крышу с Моне, его женой Камиллой и их двумя сыновьями. Эрнест всё больше времени проводил в Париже. Затем он и вовсе остался там жить, а Алиса весь следующий год не только любовница Моне, но и сиделка его угасающей жены.
Камилла ушла в 32 года после долгой агонии и это моментально изменило не только жизнь Моне: Алиса сразу же ушла от мужа, подав на раздел имущества. Со временем из дома исчез дух Камиллы: новая хозяйка избавилась от ее платьев, писем, фотографий. Теперь Алиса — глава семьи, мать 8 детей, натурщица и сожительница художника. Для того, чтобы стать мадам Моне, ей придется ждать еще 13 лет.
Отдельный раздел на выставке посвящён краскам и изучению палитры художника. Представлен список красок, которые использовал Моне. Он был составлен на основе отчетов, предоставленных одним из его поставщиков, и результатов микроскопического анализа его картин.
Вот, например, синий кобальт. Он был изобретен во Франции в 1802 году как альтернатива натуральному синему ультрамарину, который стоил очень дорого, поскольку изготавливался из ляпис-лазури. Художники с энтузиазмом приветствовали его, поскольку он был чистым, стабильным и быстро сохнущим. Моне широко использовал его для создания синих теней, подчеркивающих свет солнца, а также отдельно или в смеси с другими цветами для воды. Его палитра со временем менялась вместе с техникой. В ранние годы для создания своих цветов художник смешивал на палитре до семи-восьми различных пигментов. Однако на более позднем этапе он смешивал с белым не более двух, предпочитая использовать чистые цвета и сопоставлять их прямо на холсте. Со временем совсем отказался от черного и темных цветов.
Моне стремится изобразить светящуюся оболочку вещей, а не сами вещи. Пейзаж меняется и «живет благодаря тому, что его окружает, воздуху и свету, которые постоянно меняются».
Он изображает один и тот же предмет при разном освещении, а иногда компонует четыре полотна подряд, над которыми работает последовательно, записывая время позирования на обратной стороне холста, чтобы на следующий день продолжить работу при тех же условиях освещения.
Поле жёлтых ирисов в Жеверни, 1887 г.
Клода Моне по праву можно назвать Человеком Солнца. Он никогда не писал при электрическом освещении и в любую пору года его жизненный ритм был синхронизирован с солнечным. Летом и зимой он вставал с первым лучами солнца и засыпал после заката. Друг художника, Саша Гитри, вспоминает: «Когда солнце скрывалось за горизонтом, он ужинал и шел спать. Он часто повторял: если солнце спит, что мне еще делать?»
Рассматриваю очередную картину
Парусник на закате. 1885 г.
Эта картина передает ощущение неподвижности. Деревня растворяется в дымке, а река, по которой скользит лодка, представляет собой мерцающее пространство светящихся отражений. Вода, земля и небо — единое целое, а все элементы пейзажа сливаются в гармонии красок. Нечеткие очертания придают этой работе поэтический оттенок.
Столкнувшись с экономическими проблемами, Моне попытался продать эту работу баритону Жану-Батисту Фору, который отклонил предложение, несмотря на скромную запрашиваемую цену в 50 франков, заявив, что картина «слишком белая». Несколько лет спустя Фор предложил за ту же картину 600 франков, но Моне отказался продавать и фактически установил ее на большом мольберте в своей студии Живерни. Художник, любивший рассказывать эту историю своим гостям, говорил, что она является символом его работы над светом.
И, конечно, большой раздел выставки посвящён так многим узнаваемым и известным его монументальным полотнам своего водного сада в Живерни.
В 1890 году Моне купил участок земли, прилегающий к своей собственности в Живерни, и приступил к созданию пруда.
Уместно вспомнить, что Клод Моне начинал свой творческий путь с карикатур. Когда-то молодому автору саркастичных шаржей и самому сложно было бы поверить в то, что через десятилетия его мастерской станет природа, антураж для пейзажей он будет создавать сам, совершая удивительные вещи: от выращивания сказочной красоты сада до создания пруда, на берегу которого он посадил четыре плакучие ивы сорта Вавилон. Не один раз они будут использоваться в его композициях и изображаться на его картинах.
С 1914 года и до своей смерти в 1926 году Моне нарисовал сто двадцать пять больших панно. Изображая фрагмент своего пруда в очень большом формате, Моне погружает зрителя в зеркальную водную гладь: облака и ветки ивы переливаются на поверхности пруда. Отражение листвы создает вертикальный динамизм и не имеет, кажется, ни начала, ни конца.
ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ, 1916-1919 Холст, масло 200 х 180 см
Родом из Южной Африки, агапантус — один из сортов растений, которые Моне любил выращивать и рисовать в своем саду в Живерни. Его длинные стебли поддерживают голубые цветы с зонтиками, развевающимися над водным садом. Сиреневые тона лепестков подчеркнуты оттенками желтого, отражающими свет летних дней. Моне использовал одинаковые цветовые вариации кувшинок и агапантуса, создавая гармоничное соответствие между двумя растениями.
ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ И АГАПАНТУС, 1914-1917 р. Холст, масло 140 х 120 см.
Листва ив смешивается с большими плавающими листьями кувшинок, чья овальная форма нарушает вертикальную плавность ветвей, а красные и желтые цвета словно взрываются на поверхности, где преобладают холодные оттенки. Этот вариант «Кувшинок» следует считать станковой картиной, предназначенной для продажи.
ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ Холст, масло 130 х 152 см.
Гемерокаллис, или лилейник, цветет все лето. Его тонкий стебель поднимается из массы длинных изогнутых листьев и заканчивается изящной цветной трубой. Его также называют «красотой на день» или «лилией на день» из-за его короткой жизни. В саду Моне росла лилейка с красными цветками, очень декоративная разновидность родом из Китая.
Лилейники, 1914-1917 г.г. Холст, масло 150 х 140,5 см.
Мир водной глади с цветами становится его единственной темой в поздних работах. Тема с водяными лилиями, которые Моне называл пейзажами-отражениями, была неизменной на протяжении последних 26 лет его жизни.
Один и тот же пейзаж художник писал в различных вариантах более двухсот раз, обращаясь к этой теме вновь и вновь.
В этот раз, на выставке, меня прямо сказать пробрала одна картина, которую Моне написал находясь в Лондоне. Во время своего второго пребывания в Лондоне Моне написал несколько видов Парламента. Великолепное по своей красоте архитектурное сооружение не интересовало Моне с точки зрения его готики. Вместо этого он решил нарисовать призрачную версию, освещенную закатом. Детали растворяются в широких пространствах прохладных цветов, в которых доминирует Башня Виктория. Я то подходила ближе, то удалялась от этой картины и всё никак не могла поверить в то, как крупные непонятные мазки при приближенном рассмотрении превращаются в узнаваемый контур Вестминстерского дворца. Просто потрясающе!
ЛОНДОН, ПАРЛАМЕНТ, ОТРАЖЕНИЯ В ТЕМЗЕ, 1905 год
Начало двадцатого века начались для Моне с испытаний. В 1908 году Моне диагностировали катаракту, заболевание с прогрессирующим помутнением хрусталика, фильтрующего цвета: исчезают детали, теряется правильное восприятие расстояний, расплываются формы. В ходе борьбы художника с этой прогрессирующей слепотой его палитра сократилась, и в ней преобладали коричневые, красные и желтые цвета, что заметно в то время в работах «Тропа розовых кустов».
.
Он рисовал только в определенные часы дня, когда освещение было идеальным, а для защиты глаз носил большую соломенную шляпу. В 83 года ему сделали операцию, улучшив немного зрение, но необходимо было носить очки с жёлтым линзами, которые специально для него изготавливались в Германии. На выставке представлены его личные вещм — палитра и очки.
В 1911 году умирает его жена Алиса, а в 1914 году уходит из жизни его старший сын.
В те годы уединения, заключенного в своем саду, художник посвятил серию картин мотиву плакучей ивы, символизирующей его боль и потери.
ПЛАКУЧАЯ ИВА, 1918-1919 гг.
Или ещё одна работа этого периода
ЯПОНСКИЙ МОСТ 1918-1919
На этой картине небольшая арка, поддерживающая глицинию, повторяет своей изогнутой формой арку моста. Кажется, что небольшой мостик растворяется в густой растительности, подсвеченной ослепительной белизной, которую так воспринимал только больной глаз художника.
Только его сад остался единственным источником вдохновения. В 1922 году он написал первую серию «Дом, вид из розового сада». Прежде чем приступить ко второй серии, он еще раз нарисовал тот же сюжет в «Саде в Живерни», одном из самых абстрактных полотен за всю его карьеру.
В маленьком городке Живерни до сих пор находится сад Моне, в котором играет ветер, а солнечные лучи пронизывают листву. Это волшебное место, созданное и спроектированное самим Моне таким образом, что сад для него был палитрой, в которой оттенки смешиваются и развиваются по мере того, как свет меняется в течение дня и года. Здесь он мог рисовать в тишине, вдали от остального мира. Только свет и тени, отражения на воде и движения.
«Мой сад — мой лучший шедевр», — писал Моне.
Небольшая, захватывающая «мультимедийная оранжерея» погружает посетителей выставки в сад Моне, позволяя увидеть его величайший шедевр. Обрамление и композиция каждой сцены созданы под вдохновением работ Моне, в частности его крупноформатной серии «Кувшинки». Даже звуки природы, составляющие саундтрек, взяты из Живерни.
youtu.be/na1KlfdVfJ4?feature=…
- Адрес:
Plaza de Cibeles, 1
- Телефон:
34 91 480 00 08
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Мадрид
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо, Ирина!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: