1545 материалов по 1 540 объектам, 55 818 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Воздвиженка, 5
- (495)691-2109
- www.muar.ru/
Непотопляемое искусство веры. Фрески Макарьева монастыря.
Сразу вспомнился круиз по Волге, торчащая из воды колокольня и никаких мыслей о том, что что-то могло сохраниться.
Стало интересно и я решила, что надо сходить посмотреть. Вскоре образовалась такая возможность: отпуск, дождливый день — по этому поводу на дачку я не поехала, середина недели — все при деле, никого звать для компании не стала. Таким образом в середине дня я оказалась в музее архитектуры. Он мне сразу понравился — историческое здание, приветливый и любезный персонал, и небольшое количество посетителей (возможно, потому что лето, многие разъехались из Москвы, но ведь и приезжают очень многие!).
Приобретя билет я прошла к залам, где размещена экспозиция.
Оказалось, она посвящена результатам многолетней работы по изучению и сохранению фресок Троицкого Макарьева монастыря, впервые за 80 лет можно увидеть настенные росписи, созданные еще в 1654 году.
Фрагменты летописи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря с датой создания росписи: "…Зачата бысть сия соборная церковь Живоначальные Троицы… 7162 (1654) году июня в 8 день при державе великий государя царя и великого князя Алексия Михайловича всеа Великии, Малыя, Белыя Руссии в десятое лето государства".
В первом зале на интерактивных экранах представлены архивные документы, фотографии, дневники участников грандиозного действия по снятию и сохранению фресок. .
Мне кажется, я все предстваленное перефотографировала, так захватила меня эта история.
Интересно было посмотреть на фотографии людей в процессе этой работы, почитать выдержки из их дневников: какие трудности у них возникали, как происходил выбор какие фрагменты подлежат "демонтажу", как принимались решения о способе хранения...
.
В последующих залах представлены уже оригиналы некоторых записей.
И, конечно же, главное — сохранившиеся фрески!
.
Знаете, это невероятные чувства, когда есть возможность рассмотреть сохранившиеся рисунки на уровне своего взгляда. Пол словно растворяется и ты возносишься если не на небеса, то на тот уровень, где было место фресок, под своды храма.
Троицкий Макарьев монастырь, один из самых богатых и почитаемых в России, основал в 1434 году преподобный Макарий Калязинский. В разные годы здесь бывали Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович и другие цари.
Троицкий собор Троицкого Макарьева монастыря возвели ростовские мастера в 1521-1523 годах. Здесь в 1609 году на протяжении нескольких месяцев полководец Михаил Скопин-Шуйский собирал свою армию против польско-литовских войск и Лжедмитрия II. Здесь же в ходе Калязинской битвы он отразил нападение гетмана Яна Сапеги, прежде чем отправиться в освободительный поход к Троице-Сергиеву монастырю и Москве. Несмотря на это в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был захвачен и разграблен поляками, они разрубили на части и вывезли серебряную раку преподобного Макария, подаренную монастырю Борисом Годуновым, от пожара пострадали росписи Троицкого собора.
В 1940 году во время строительства Угличского водохранилища ансамбль монастыря был затоплен, но фрагменты настенной живописи удалось спасти участникам экспедиции музея Академии архитектуры.
В общей сложности было снято со стен и сводов 126 фрагментов общей площадью 185 кв.метров фресок Троицкого собора, из них 117 фрагментов передали сюда, в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, остальные направлены в другие музейные собрания.
Фрески, выбранные для выставки, в основном воспроизводят сюжеты из Ветхого Завета, циклов об Иисусе Христе, рождении Богородицы, а также изображают сцены из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Их создали 18 царских иконописцев, среди которых художники из Костромы и Ярославля. Считают, что эти же мастера в начале XVII века создали настенные росписи в Московском Кремле.
Немного поподробнее расскажу о некоторых из увиденных фресок. И начну с
Преподобный Макарий Калязинский с основанным им Троицким монастырем в Калязине, обращающий молитву к Святой Троице.
Точных данных нет, но принято считать, что Преподобный Макарий родился в 1402 году в семье знатного боярина Василия Кожина, при крещении был назван Матвеем. В 18 лет Матвей по воле родителей женился, но молодожены договорились, что если один из них умрет, другой уйдет в монастырь. Спустя год после свадьбы умерли родители Матвея, а еще через два скончалась его жена. Матвей принял постриг с именем Макарий в Кашинском Клобуковском монастыре, но через несколько лет он покинул монастырь, выстроив себе келью в лесу на левом берегу Волги. Постепенно образовалась обитель, где Макарий был избран игуменом. За 40 дней рядом с кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая впоследствии одно из названий монастырю.
Преподобный Макарий Калязинский с основанным им Троицким монастырем в Калязине, обращающий молитву к Святой Троице.
Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1521 году, возле них сразу же стали совершаться исцеления. На Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Русской Церкви.
На иконе "Преподобный Макарий Калязинский с основанным им Троицким монастырем в Калязине, обращающий молитву к Святой Троице" изображен вид монастыря, каким он был в XVIII веке, икона была расположена в центре у торцовой стены храма.
Фреска "Грехопадение" иллюстрирует эпизод, когда прародители Адам и Ева находятся в раю возле древа познания. Его обвивает змей, который протягивает запретный плод Еве. Справа от него видно круглое темное пятно: на этом месте раньше крепился голосник — глиняный сосуд, который использовали для акустики в интерьере храма. В композиции прародители не вкушают запретный плод, даже руки не протягивают к яблоку, что предлагает им змий. На фреске они только беседуют, обсуждают слова искусителя. Грехопадения пока не случилось, человек все еще стоит перед выбором.
.
Также черным пятном закрасили еще одно отверстие на другой части фрески. .
Сюжет разделен на насколько фрагментов, расположенных в экспозиции рядом друг с другом.
Другой сюжет гораздо больше по площади, на фотографии он самый левый.
Он повествует историю строительства Вавилонской башни: гордыня подтолкнула людей построить башню до небес, где пребывал Господь Бог. Так жители Вавилона хотели возвыситься и уподобиться Ему. .
Однако, Бог разрушил строение и сделал так, что люди заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга и так и не достроили башню...
.
При создании фрески "Строительство Вавилонской башни" мастер придерживался текста из Ветхого Завета и подробно изобразил процессы строительства. Темный круг на фреске — тоже место утраты штукатурки, след от горлышка голосника.
.
По преданию, на острове Патмос ученик Иоанна Богослова, одного из 12 апостолов, записал с его слов последнюю книгу Нового Завета — "Откровение" Иоанна Богослова, или "Апокалипсис". После многодневного поста Иоанну было пророческое видение о будущем рождении Антихриста на земле, бедствиях, Втором пришествии Иисуса Христа, победе Бога над дьяволом, конце света и о Страшном суде. Согласно тексту Апокалипсиса, художник рядом с ним разместил ангела, который объясняет происходящее.
В начале текста Апокалипсиса богослов обращается к ангелам Семи церквей в Асии (т.е. Азии) — римской провинции, образованной в 133 году до нашей эры на территории Пергамского царства. Это изображено на западной части Троицкого собора..
На фрагменте фрески семь храмов, перед каждым из которых стоит ангел с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова обращения к этой церкви из Апокалипсиса.
Очень интересным показался мне еще один большой фрагмент фрески из цикла "Апокалипсис", на котором изображен момент, который увидел апостол Иоанн Богослов: восседавший на облаке Господь, подобный Сыну Человеческому, сошел на землю, чтобы пожать серпом виноград.
Острый серп в руках Господа символизирует кончину мира. Под фигурой Господа изображены ангелы, они серпом собирают гроздья винограда — это народы, которые погибнут в пришествие Господа.
И еще один фрагмент "Апокалипсиса" под названием "Конь бледный и конь вороной". Сюжет описан в "Снятии третьей и четвертой печатей" из Откровения Иоанна Богослова глава 6, стих 5 и глава 6, стих 8.
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей, —
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
В последнем зале представлены фрески с ликами ангелов. .
.
Среди них, безусловно, выделяется фрагмент фрески "Богоматерь на троне".
Согласитесь, в ее глазах всепрощение, понимание и милость.
Весьма реалистично изображен козел отпущения, а цветочный орнамент похож на поляну клевера.
.
Из 1000 кв. метров росписей Троицкого собора благодаря экспедиции Академии архитектуры под руководством художника-реставратора Павла Юкина удалось сохранить от 100 до 150 кв. метров фресок (в разных источниках информация различается).
Ничтожно мало... Но, тем не менее, храм не исчез бесследно под водой, можно увидеть отреставрированные спасенные фрагменты и в воображееии попытаться представить все великолепие храма.
Такая возможность появилась благодаря авторской методике Владимира Бурого. Она заключается в переносе фрескового слоя на новую, полимерную основу, куда добавляли растворы синтетических полимеров. Более 30 лет фрагменты восстанавливали сотрудники Музея архитектуры и академии им. С.Г. Строганова.
.
"При затоплении Калязина монастырь можно было спасти, рассказывает Юлия Ратомская. — В конце 1930-х специалисты выступали с просьбой о его сохранении, предлагали возвести вокруг него вал, который защитил бы территорию монастыря от воды. Но власти на это не пошли по разным причинам, среди прочего предполагали: корабли по Волге будут ходить в таком количестве, что вал помешает судоходству". Тогда спасать памятник решили сами специалисты: зимой 1940 года Академия архитектуры, в состав которой входил нынешний МуАр, организовала экспедицию. Сохранить монастырь ее участникам, естественно, было не под силу, а вот фрески Троицкого собора — вполне. Спасательной операцией руководил выдающийся реставратор Павел Юкин, у которого в советских реалиях накопился большой опыт снятия фресок со стен разрушаемых храмов. Например, он участвовал в демонтаже фрагментов росписи Чудова монастыря Московского Кремля. А еще Юкин успел побывать в ссылке за то, что занимался религиозными памятниками. Наверное, в Калязине ему пригодился и этот опыт: спасательные работы здесь велись под присмотром Волгостроя, специального управления НКВД, занимавшегося сооружением Угличского и Рыбинского гидроузлов.
Участники экспедиции и работали почти в лагерных условиях, во всяком случае климатических — дело было в январе-феврале, на дворе стояли 30-градусные морозы. Реставраторы работали в полуразрушенных сооружениях. Технология снятия фресок уже была многажды опробована, но в трескучий мороз ее еще никто не применял. Как ни странно, стужа помогала — благодаря ей удавалось снимать огромные фрагменты. Сначала фрагмент выбирали, очерчивали его и отделяли от боковых, прогревали, затем заклеивали марлей, тканью или бумагой и с помощью гибких ножей отслаивали по краям. На следующий день остывший, то есть промерзший, фрагмент снимали, перекладывали живописью вниз на специальные щиты и относили в мастерскую. Там уже на фрагмент помещали конструкцию в виде рамы и заливали гипсом. Закрепленную живопись промывали и реставрировали. Такой способ снятия фресок — «на мороз», как говорил Юкин, спустя год после работы в Калязине реставратор даже запатентовал. В описании метода рекомендуется применять его «в северных странах»: промерзшую стену с живописью нагреть, заклеить роспись тканью, а потом снова заморозить. Благодаря этому способу калязинской экспедиции в сжатые сроки удалось демонтировать 126 фрагментов. «Это фантастическая работа, самый настоящий подвиг, — говорит Юлия Ратомская. — Летчикам после определенного количества боевых вылетов давали звание героя, мне кажется, и реставраторам надо было присуждать это звание».
Фрагменты летописи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря с датой создания росписи: "…Зачата бысть сия соборная церковь Живоначальные Троицы… 7162 (1654) году июня в 8 день при державе великий государя царя и великого князя Алексия Михайловича всеа Великии, Малыя, Белыя Руссии в десятое лето государства".
- Адрес:
Москва, ул. Воздвиженка, 5
- Дополнительная информация:
Рекомендую воспользоваться аудиогидом
- Телефон:
(495)691-2109
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сердце стучало, пока я рассматривала все представленные вами фото. Всегда думала, как же снимают фрески, а вы вот рассказали.
Плачу, не могу сдержаться. Какие испытания прошла моя страна, и сколь велика она героями, которые, ничего не побоявшись, сохранили для нас то, что ДОЛЖНО.
Когда я несколько раз читала Библию, я уже тогда задумывалась о ее значении для людей. Представляю, каково это было простым безграмотным людям глядеть снизу вверх на эти росписи, повествующие все события. Сдается мне, что многие лица, изображенные на фресках, были жителями Калязина. Через века и года они посылают нам весточку из своего НИОТКУДА. И завещают хранить и беречь все, созданное до нас, чтобы им ТАМ не было, как говорится, мучительно и больно ....
Спасибо, Светлана за рассказ и замечательные фото. А еще всем за то, что тратите время, ездите, пишете, и так проявляется наша история, узнаются подвиги людей. И это делает нас ЧЕЛОВЕКАМИ, и не только. Но гражданами страны!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я не подберу слов, передающих мои впечатления... Я рассказывала об этой выставке чуть ли не каждому встречному первое время, всем настойчиво рекомендовала ее посетить.
Сходила еще раз не так давно, в конце января этого года. Помимо желания опять увидеть эти фрески (удивительно притягательные!) у меня была еще цель — осмотреть другие залы музея, ведь расположен от в особняке Талызиных, тоже достатично интересный объект)) Гтовлю рассказик про него.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Тем более мороза зимой в нашей стране достаточно!
Спасибо, Светлана, за сенсацию!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.