1 материал по 1 объекту, 16 фотографий
- GPS
- Россия, Республика Марий Эл, Медведевский район, село Ежово, Мироносицкий монастырь
Мироносицкая пустынь
До столицы Марий-эл, меня довезла хорошая молодая дама. В машине еще две молодые дамы, а я все про свою жену вспоминаю, и, подобно товарищу Сухову, шлю ей мысленные послания.
Хороший город. Центр его смотрится диковато, для наших куширей. Не знаю; кто и у кого стырил такие великие проекты и идеи, но мне они не заходят! Погуляю конечно. Народ вон собрался местный колокольный звон послушать. Аж рты пораскрывали, а в толпе ни одного спеца по карманной тяге. Вот до чего народ демократия проклятая доводит!
Мордва, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы — все они вступили в тесный контакт с русскими, и постепенно стали неотъемлемой частью России. Они усваивали русскую культуру, религию, постепенно все сильнее срастаясь с русскими. И лишь один из этих народов по не совсем понятной причине так до конца русским не покорился — это были луговые марийцы.
После взятия Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами татары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы. В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени повсеместно. Но главное — и в 21-й век марийцы вступили (условно говоря) язычниками. Точнее, сами они определение "язычество" не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или "чимари". Однако нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, исконных молений в Священных рощах.
Ежово от марийской столицы, совсем рядом торчит: можно и пешком дойти, можно и на общественном транспорте. Поселочек или село — не знаю, как оно прозывается, но кроме самого скита и грибов — тут ничего нет. Грибов так много, что мне пришлось их пинать минут 5, чтоб место под палатку освободить. В обители, после службы, мне сказали, что мужикам тут делать нечего и гостевой дом, существует только для паломников женского пола, хотя я ни на что и не напрашивался. Для меня по кайфу в лесу поваляться в такую погоду.
На берегу реки Малая Кокшага Мироносицкий монастырь (Мироносицкая пустынь) появился в 1652 г. А началось всё 1 мая 1647 г., когда в этом месте был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы со святыми женами Мироносицами. Весть о явлении чудотворного образа немедленно была сообщена в город Царевококшайск местному воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову, который повелел воздвигнуть на месте обретения иконы часовню. Сам же чудотворный образ был принесен в город Царевококшайск и поставлен в соборном храме Воскресения Христова. Список чудес и описание истории явления образа жен-мироносиц были посланы в Москву царю Алексею Михайловичу. Царь выразил пожелание видеть икону и обретших ее. Тогда с явленного образа была снята копия и оставлена в Царевококшайске, а сам образ в сопровождении нашедших его и причта собора был отправлен в Москву. За несколько верст от Москвы царь Алексей Михайлович встретил чудотворный образ Божией Матери и святых жен-мироносиц в сопровождении духовенства и народа. Икона была поставлена в Царских палатах и явила множество чудотворений над разного рода недужными. По повелению царя новоявленный образ был облечен бархатной срачицей, осыпанной жемчугом и затем, в 1649 году, отправлен из Москвы обратно в Царевококшайск. В Москве же осталась копия чудотворной иконы, выполненная по царскому указу. С тех пор по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича была учреждена Мироносицкая пустынь и начато строительство иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска. Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, к концу XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р. Кокшаге. К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое.
Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы. Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции. Три раза в год в пустыни проводилось большое богомолье. Это 1 мая, в день явления образа, в неделю жен Мироносиц и 23 июня, в день Владимирской Божией Матери в память святой мученицы Агриппины Купальницы. В 1739 г. в пустыни были холодная каменная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя всемилостливого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна. Монастырской братии удалось заиметь «рыбные ловли» на р.Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом I в совместное владение с Чебоксарским Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г. Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 г. 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.
В ведомости Царевококшайского городского магистрата с товарными выписями 1747 г. говорится о торговле хмелем крестьян д.Ежово. В 1747 г. в ноябре «крестьянин Царевококшайской Мироносицкой пустыни деревни Ежовы (Ежово) Василей Андреев отпущен по выписи до Тобольска с товаром домашних ево садов хмелю мятику в 6 торпищах, что на вывес 120 пудов по росценке на 40 Рублев». Крестьянин этой же деревни Тит Алексеев был «отпущен по выписи до Соли Камской», который отвез хмеля 110 пудов на 44 рубля. В 1749 г. наблюдался факт неповиновения крестьян Мироносицкой пустыни. Об этом сообщается в челобитной игумена монастыря Царевококшайской воеводской канцелярии. Игумен Герасим и казначей Филарет писали, что за Мироносицкой пустынью значится 162 души крестьян, которые проживают в Подмонастырской Слободке и починке Ежово. 6 июня 1749 года пришла в монастырь группа крестьян, которые заявили, что не будут работать на монастырских полях и платить подати монастырю. И далее сообщал, что «оные монастырские крестьяне живут ныне в своей воли, а не под нашим ведением». Усиление феодально-крепостнического гнета и обострение социальных противоречий были характерны в это время не только для ясачной, но и монастырской деревни.Известно и то, что с конца XVIII в. в с. Ежово проводилась ежегодная ярмарка. На нее привозились различные товары: шелк, шерсть, кожа, хлопчатобумажные ткани, стеклянные изделия, деревянная посуда, колеса, деготь, смола и многое другое. Для дореформенного периода ярмарка являлась важным показателем развития торговли.
В 1829 г. по указу Казанской духовной консистории для священнослужения и удовлетворения треб приходским служителям был отдан нижний этаж Мироносицкой каменной двухэтажной церкви. На колокольне установили 8 колоколов. Приход Спасской церкви, так она теперь стала называться, составлял 17 населенных пунктов, всего 278 дворов, 786 мужских и 844 женских душ. В 1844 г. в Ежове открылась церковно-приходская школа. Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922 г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота. В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу «Займище» Краснококшаиского исправительного трудового дома.
В конце XX в. началось возрождение Мироносицкой пустыни уже как женской обители. 1993 год явился особенно знаменательным. Была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь. Здесь тогда мало что напоминало о былом монастыре. Только стены храма и колокольни давали некоторое представление о былом величии, красоте и славе. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы под руководством иерея Сергия Кожевникова. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Знаменательное событие произошло 1 ноября 1994 года, когда в монастырь по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для возрождения обители прибыли две монахини: Варнава и Ардалиона из Толгского монастыря под Ярославлем. Сейчас в обители живут 18 насельниц, включая послушниц, во главе с монахиней Варнавой. Монастырь возрождается в своем былом великолепии.
- Адрес:
Республика Марий Эл, Медведевский район, село Ежово, Мироносицкий монастырь
Дешёвый ✈️ по направлению Ежово
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: