9 материалов по 7 объектам, 182 фотографии
- GPS
- Россия, Пляж Александровска-Сахалинского
Раз, два, три... Морская фигура "Три Брата" замри
К Екатерине или к России Жан-Франсуа Лаперуз отношения не имел, он возглавлял большую двухлетнюю экспедицию Французского Географического общества, поставившую одной из своих целей исследование северо-восточного побережья Азии. Естественно, с целью возможного расширения колониальных амбиций Франции.
Побывав годом ранее на Аляске и отойдя на зимовку на Филиппины, Лаперуз в 1787 году систематически продвигался вдоль материкового побережья Азии. К этому времени финансы его экспедиции несмотря на громкие амбиции были на исходе, но их удалось пополнить, удачно продав забитую годом ранее на Аляске пушнину в португальском Макао.
Это позволило ему закупить нужные снасти и припасы, пойти на север и заново открыть для европейцев находящийся на большом расстоянии от континента корейский остров Чеджу.
Окрыленный успехом Лаперуз миновал японские острова, включая последний из них Хоккайдо и вышел в совершенно новый для морских карт пролив, названный тут же проливом Лаперуза.
Пролив Лаперуза так и остался в истории, отделяя расстоянием в 100км мыс Крильон на Сахалине от северной оконечности Японии на острове Хоккайдо. Но карту Лаперуза очень интересно рассмотреть:
Как хорошо видно отсюда, Хоккайдо (которое с японского переводится как Северная Морская Провинция), называется еще своим историческим названием Jesso или Ezo. Так примерно с 17 века японцы называли северные территории, где жили только племена и не было никакой цивилизации.
К этому же термину они относили и Сахалин с Курилами, поэтому можно не удивляться тому, что на карте Лаперуза кусок Охотского моря между Сахалином и Курильской грядой называется Морем Езо...
Что интересно также, Курилы уже называются Курилами, а вот Сахалин имеет два названия — остров Tchoka (Щока или Чока) или Sagaleen — то есть название Сахалин уже появилось. Хотя по дневникам Лаперуз его называл островом Оку-Езо или Оку-Йесо. Но это название как мы уже знаем не прижилось.
Название же Сахалин имеет манчжурские континентальные корни и переводится буквально как "скалы в устье черной реки", то есть скалы в устье Амура. Так как Амур впадает в Татарский пролив не так уж далеко к северу от Александровска-Сахалинского, то возьму смелость предположить, что именно скалы Три Брата и могли дать острову его название. Хотя конечно это не больше чем предположение.
Если вернуться к Лаперузу, то на карте выше можно увидеть все его остановки по дороге на север во все более и более сужающемся и мелеющем Татарском проливе и одна из них, под номером 23! обозначена как B of three Rocks, то есть bay или залив трех скал.
Здесь довольный увиденным Лаперуз остановился на несколько дней у выступающего в пролив около скал мыса, который он назвал в честь известного морского авторитета Франции — Жака-Пьера Жонкьера — французского адмирала, генерал-губернатора Новой Франции или французских владений в Северной Америке в 1734—1763 годы.
Посмотрите, как мыс Жонкьер красиво отражается во время отлива в бухте около Трех Братьев и как хорошо они смотрятся вместе — мыс Жонкьер и скалы Три Брата.
Есть неплохой стих, написанный Иваном Белоусовым:
Где ветры беснуются в яром порыве
Да волны о скалы гремят,
У мыса Жонкиера в Татарском проливе
Три каменных брата стоят.
Над ними плывут облака невесомо
В седой океанский простор.
И чудится мне: с полотна Васнецова
Три витязя сходят в дозор.
Россия простерлась у них за плечами,
Как отчий обстроенный дом.
И витязи встали у моря с мечами,
Прикрыв эту землю щитом.
Для недруга путь тут смертельно рискован:
Алеша, Добрыня, Илья
Повергнут во прах проходимца любого –
разбойного Соловья...
Как в древних былинах,
У скал Сахалина
Стоят на заставе не зря
Три Брата
Три витяза
Три исполина
Три каменных богатыря.
К кекурам мы еще вернемся, но что интересно, они и в самом деле похоже выполнили описанную в стихе миссию, полностью в этот момент сбив Лаперуза с толку. Француз был движим целью пройти как можно дальше на север Азии и попытаться найти новые источники пушнины для Франции или новые острова для колоний, но после выхода из бухты Трех Братьев, вся сопровождавшая его до того удача от него отвернулась, или отошла на расстояние как морской отлив.
Беспокойный Лаперуз постоянно мерил глубину вод и, когда увидел, что она быстро мельчает, как-то слишком быстро решил для себя, что Сахалин является полуостровом, соединенным на севере с большой землей песчаным перешейком. Кроме прочего его сбил погнавший сильную волну налетевший циклон.
Вот это сочетание факторов: непогода и уменьшающаяся глубина сильно напугали боявшегося сесть на мель или налететь по ветру на рифы француза и он свернул с курса на север, ушел к материку и там переждал этот довольно долгий шторм в уютной бухте, которую он назвал в честь одного из своих лейтенантов Де Кастри.
Это название сохранилось по сей день и в названии бухты и поселка, куда вполне можно доехать на автомобиле и я знаю людей, кто там был.
Так и не дойдя до этого несуществующего на самом деле "перешейка", он нарисовал его на карте и тем самым отложил географическое открытие Острова Сахалин на долгие 73 года до 1850 года, когда ослушавшийся приказа начальства будущий адмирал Невельский прошел впервые этим узким проливом:
15-летние капитаны (по стопам адмирала Невельского) Лаперуз же пошел на на юг, обошел Сахалин успешно с востока и дошел тогда до Петропавловска Камчатского и оттуда уже в южную часть Тихого Океана, в сторону Австралии, чтобы потом оттуда Индийским океаном уйти домой во Францию.
Неудачи, начав преследовать Лаперуза после остановки у Трех Братьев, продолжились и после Петропавловска. Дойдя успешно до Самоа, французы потеряли капитана "Астролябии" и еще 12 человек экипажа в жестокой схватке с самоанцами.
Потом уже на минимуме ресурсов они добрались до Ботнического залива в Австралии, где обнаружили Первый Английский флот, с полутора тысячами первых переселенцев в Австралию. Тоже удивительное во многом совпадение. Англичане жестоко отказались помочь французам с необходимым им провиантом, так как у Лаперуза к тому времени закончились деньги.
Тогда Лаперуз отдал им письма, принял на борт свежую воду и снова вышел в море, чтобы посетить Новую Каледонию, острова Санта-Крус, Соломоновы острова и восточный и южный берега Австралии.
После встречи с британцами Лаперуза и его людей больше никто не видел... С большой вероятностью их съели каннибалы с Соломоновых островов.
Вот такая интересная история первооткрывателя этих мест...
...В прошлых заметках я рассказал о том, как же нам повезло с погодой, приехав ранним июньским вечером 2022 года в
Александровск - Северная столица Сахалина. Нам повезло трижды. Во-первых, с погодой, было идеальное небо, легкий ветер и красивый закат.
Во вторых, со временем прибытия, мы успели часа 2 погулять на закате по пляжу и увидеть все и даже больше.
В третьих, на море был отлив и мы увидели красивые песочные рельефы и отражения мыса Жонкьер и скал на побережье.
Мы припарковались в самом начале пляжа.
После долгой дороги в этот день, нам очень хотелось размять ноги и прогуляться и длинный и широкий км 2 в длину пляж идеально для этой цели подходил.
Крупные фотографии Трех Братьев я сделал уже отсюда телевиком и имел представление о том, как выглядит каждый из них. Но мир тем и прекрасен что важен также и ракурс, и свет, и время суток, и состояние атмосферы и даже наше настроение. Все это вместе, подобно крутому шеф-повару создает изысканное блюдо под названием "десерт для туриста"...
Многие люди, как мы заметили, по отливу перемещались на авто прямо по пляжу.
Вот здесь на заднем плане хорошо виден знаменитый построенный каторжниками туннель, о котором я напишу отдельно
И останавливались, чтобы что-то сфотографировать либо чтобы достать рыболовные снасти и попробовать порыбачить на закате.
На краю пляжа, который казался идиллическим в этот день, а обычно бывает весьма и весьма суров — посмотрите на его фотографии в материале Maynur в другой день...
Три брата, мыс Жонкьер, маяк Жонкьер меня немного удивили предупредительные таблички о том, куда надо бежать при наступлении цунами.Во-первых, я бы предположил, что цунами придет с любой другой стороны острова, чем та, которая смотрит на континент. Во-вторых расстояние до континента тут совсем небольшое, вода неглубокая, и только если прямо в этом месте не будет эпицентра землетрясения, то большого цунами не будет по определению. Но даже если здесь будет эпицентр, то вряд ли цунами успеет разогнаться до опасной скорости и силы... Я бы переставил эти таблички на восточные пляжи острова, где мы их не видели... Ну да ладно...
Так мы и шли вдоль Трех Братьев, которых я все время видел справа своим периферическим зрением.
Шли медитативно, наслаждаясь этим великолепным пляжем, который не портили даже автомобили. Впрочем, их было немного.
Когда я вижу такие отражения, я в них на некоторое время теряюсь, погружаюсь и растворяюсь.
Во мне происходит переключение на другую, более медленную скорость, в альфа-состояние сознания, как-будто перед погружением в приятный сон.
Вы видите, я уже довольно сильно отстал о Майнур и Леши, которые шли ближе к берегу. Я же медленно счастливый шлепал тут по лужам.
Линии, как-будто нарисованные волнами на песке, были весьма твердыми и сопротивлялись разрушению.
Они мне указывали путь.
А солнце напоминало интеллигентно о том, что оно уже клонится к закату и что нельзя останавливаться, надо продолжать двигаться вперед на оптимальной небыстрой первой космической скорости.
Согласитесь, насколько медитативно это выглядит, эти бесконечные изрезанные и извивающиеся линии на песке, и закатывающееся за Тремя Братьями солнце.
Это было настоящее место силы, средоточие магии.
Я не удивился ни истории о том, что возможно Сахалин обязан Трем Братьям своим именем, тому, что именно здесь остановился и потом развернулся Лаперуз, тому, что Три Брата являются возможно главным символом Сахалина. Их магия беспредельна и нам еще предстоит ее познать.
Даже вездесущий Чехов не сумел их не отметить в этом качестве. Покидая Северный Сахалин в сентябре 1890 года, он написал:
Я стоял один на корме и прощался с этим мрачным мирком, оберегаемым с моря Тремя Братьями, которые теперь едва обозначались в воздухе и были похожи впотьмах на трех черных монахов...
Я честно скажу, в тот вечер, я увидел Трех Братьев гораздо более позитивно. Но такова наша история этого места, у Чехова была своя.
Каждый видит ровно то, что ему посылает Провидение, и то, чем он является сам.
И даже немного проржавевшие и потрепанные ветрами пейзажи порта Александровска на заднем плане не портили кадр, а скорее его дополняли, были в гармонии с природой.
Цивилизация здесь в этом величии мира Трех Братьев, терялась и была более неактуальна. Возможно по этой же причине Три Брата (как три карточных Три Туза) легко сделали так, что Россия сумела воссоединить в 1945 году Сахалин и перенесли столицу в Южно-Сахалинск, чтобы оставить себе свой уютный и магический мир.
Мир закатов, черных скал и сидящих на них птиц.
Мир Трех Братьев — пусть он и остается таким...
Во имя Отца и Сына и Святого Духа...
Аминь
Продолжение в
Три Брата и Дети океана
- Адрес:
Пляж Александровска-Сахалинского
Дешёвый ✈️ по направлению Александровск-Сахалинский























































































































































































