54 материалa по 16 объектам, 1 416 фотографий
- GPS
- Чили, Чили Остров Пасхи Ahu Tongariki
15 колоссов Ahu Tongariki и моаи-путешественник. Ч.68
Этот совет является частью дневника «МЫ ВСЕ СПЕШИМ ЗА ЧУДЕСАМИ… Белое солнце пустыни, ледяные горы айсбергов и чудо-остров»
Однако долго переживать нам не пришлось, потому что за невысокой каменной оградой уже показалась целая шеренга воинов-моаи.
Впечатляющая композиция вмещается в экран целиком только издалека, и здесь все зависит от освещения. Нам повезло, день был солнечным, и расположение солнца позволило сделать отличные кадры, как справа, так и слева.
youtu.be/7B3RS3SD5Ys
Покрытая «патиной» морской соли, каждая фигура так и просится в экран, но самый впечатляющий вид оказывается справа и сверху от одиночно стоящего моаи, которого специально возили в Японию в период компании по сбору денег на реставрацию (музыкальная группа паскуанцев подготовила специальную презентацию, а моаи стал частью временной экспозиции). И спасибо им за это, сегодня мы можем восторгаться этой платформой, только верхняя часть которой составляет 100 м. Немного цифр: «Высота статуй составляет от 5,6 до 8,7 м. Средний вес моаи на аху Тонгарики — 40 т, а самый большой весит 88 т, это самый тяжелый из всех когда-либо стоящих моаи на острове». Реставрацию осуществляли совместно чилийцы и японцы, тщательно маркируя все собранные камни и сверяя их размещение с имеющимися фотографиями.
Кстати, первоначально все изображалось на бумаге, и только затем приступили к реальным работам, в которые были вовлечены 60 рапануйцев-рабочих. Японская строительная компания в качестве благотворительной помощи пожертвовала кран для подъема тяжеленных каменных блоков. Реставрационные работы длились 4 года (с 1992 по 1995 год), и это стоило того!
Именно эта церемониальная платформа дает четкое представление о том, как они модифицировались со временем. Гид подтвердил нам, что новые платформы часто включают переработанные части предыдущих моаи целиком или только их головы, а также части старых фундаментов. В нескольких аху платформы были расширены нижними конструкциями или небольшими пандусами, образующими боковое крыло. Здесь, в Аху Тонгарики, самой большой структуре Рапа Нуи, центральная платформа, где было установлено 15 колоссальных моаи, первоначально была 45 метров в длину, а боковые расширения увеличили ее длину до 150 метров. Перед центральной платформой, прилегая к ней, был расположен тахуа, наклонный пандус, вымощенный валунами морского происхождения. Этот пандус заканчивался эспланадой, которая увеличила площадь, чтобы она смогла вместить жителейдля проведения всех видов мероприятий и церемоний. В некоторых случаях на площади существовали каменные круги, называемые paina, где проводились определенные ритуалы. Эти круги все еще можно увидеть в таких местах, как Тахай.
Вот и сбылась мечта, и мы стоим возле внушительного Аху Тонгарики, созерцая ту картинку с фоном Тихого океана, которая позвала нас и заставила пересечь полмира, чтобы достичь острова Пасхи! И я полностью согласна с этой оценкой места:
«Изображение Тонгарики, наряду со статуей близлежащего вулкана Рано Рараку, наиболее широко распространено в книгах, журналах и документальных фильмах об острове. С момента своего восстановления, это колоссальное сооружение стало символом и конечным показателем коллективного воображения Рапа Нуи».
.
.
Тонгарики, чье имя обозначает «восточный ветер», расположен в восточной части южного побережья Рапа Нуи на местности большой живописной красоты. Слева от нее находится вулкан Поикэ, старейший на острове, извержения которого породили полуостров с таким же названием. Его южный склон спускается крутыми скалами к океану, где вулканические породы придают форму бухте Ханга Нуи (большой залив).
На заднем плане стоит островок, известный как Моту Маратири, который в древности служил убежищем для многих людей во время племенных конфликтов, являясь основанием для различных мифов и легенд. Тут надо сказать, что история Тонгарики состоит из смеси мифологических историй и фактических войн между кланами и поселениями племен, начиная с 10-го века. Гид говорит, что в большой эспланаде, которая простирается перед аху, археологи нашли остатки лодочных домиков, древние печи и сотни петроглифов, выгравированных на вулканической скале, которые отражают важность этого необыкновенного места.
«Тонгарики считается общественно-политическим и религиозным центром Хоту Ити, одного из двух великих кланов, которые сгруппированы племенами восточного сектора острова. Первая человеческая оккупация восходит к 900 C и относится к первой фазе первого аху. Впечатляющий окончательный памятник является результатом последовательной серии модификаций и расширений, проведенных на протяжении всей истории, показывая, как со временем достигалось техническое мастерство».
Справа находится крошечный рыбачий порт, известный как Ханга-Ити (небольшой залив) и несколько пещер, включая Аnа-Havea, дом вождя Пуа, где он обитал во время войны против клана Каинга. Наконец, перед аху поднимается впечатляющая юго-восточная сторона вулкана Рано Рараку, места происхождения большинства статуй, которые прославили остров.
.
Мы стоим возле аху, с напряжением слушаем интересную информацию, делаем фото, и уже готовы с низкого старта бежать поближе. А зря, потому, что «большое видится на расстоянии», да и рассказ гида добавляет важности этому месту, так как Аху Тонгарики является крупнейшим церемониальным сооружением, построенным на острове Пасхи, и самым важным мегалитическим памятником во всей Полинезии. «Он представляет собой зенит священных сооружений, называемых аху-моаи, которые развивались в Рапа Нуи более 500 лет».
Здесь размещено наибольшее количество моаи всего острова, да еще в каком выигрышном месте! Однако и они не избежали участи своих собратьев, будучи сбиты во время жесткой конкуренции между различными кланами во время упадка культуры рапануи. Считается, что этот период начался после 1500 года C, достигнув своего пика в конце семнадцатого века. Неясно, когда были снесены статуи Аху Тонгарики, но, согласно свидетельствам первых европейских мореплавателей, прибывших на остров, они уже не стояли, когда корабли прибыли сюда в начале восемнадцатого века. Тем не менее, место продолжало использоваться в качестве кладбища до обращения населения в христианство во второй половине 19-го века.
Хорошо, что в 20 веке существовали фотоаппараты, которые запечатлели для потомков хорошую сохранность моаи, даже несмотря на то, что они лежали лицом к земле, а одно из крыльев платформы было разрушено по причине использования камней в качестве строительного материала при возведении забора для скота.
Однако природа внесла свои коррективы, и в ночь с 22 на 23 мая 1960 года все изменилось. В ту роковую дату произошло одно из крупнейших землетрясений в истории с интенсивностью 9,5 балла по шкале Рихтера. Оно уничтожило большую часть центральных и южных районов Чили, что привело к многочисленным жертвам, так как его эпицентр находился в чилийском городе Вальдивия, расположенном в 3700 км к востоку от острова. Катастрофа была еще больше, потому что землетрясение, как водится, вызвало волну, которая достигла через Тихий океан берегов Океании и Азии, вызывая особые разрушения на полинезийских островах. Почти через 6 часов после землетрясения, цунами прибыл на остров Пасхи на его восточную сторону, произведя особенный ущерб непосредственно на Tongariki. Поскольку населенный пункт Ханга Роа находится на западной стороне, серьезных жертв и разрушений не было, несмотря на значительное повышение уровня моря. Разрушения продолжались до тех пор, пока не достигли берегов Японии и Новой Зеландии. По некоторым оценкам, гигантская волна, достигшая залива Ханга Нуи, превышала 10 метров в высоту и проникла более чем на 500 метров вглубь острова, добравшись до основания вулкана Рано Рараку.
Цунами полностью уничтожило основную платформу, разбросав ее части на большой площади. Сила волны была настолько мощной, что утащила некоторые из статуй более чем на 100 метров вглубь. Некоторые просто упали, другие разбились на части, а третьи были перевернуты волной, показав свои лица в первый раз после нескольких столетий. Отступая, вода доделала свое страшное дело, окончательно смыв остатки аху. На берегу вся территория была покрыта морскими валунами, камнями из аху и остатками статуй, смешанных с человеческими костями и черепами из гробниц, которые были под платформой, останками мертвых овец и большим количеством сушеных водорослей и гниющих морских животных.
Гид с сожалением говорит, что до этого драматического события район Тонгарики представлял собой крупный археологический памятник, из которого можно было извлечь ценную информацию об исторической эволюции островной культуры. К сожалению, благодаря цунами, часть ценных артефактов была потеряна навсегда. Однако через несколько месяцев после этого серьезного инцидента, в октябре 1960 года, семь моаи Аху Акиви (Аху Акиви – или музей под открытым небом. Ч.58), первые статуи острова, были подняты на платформу и поставлены на ноги. Так началось возрождение гигантских статуй моаи. Несмотря на огромное желание островитян и археологов восстановить Аху Тонгарики, руки до нее дошли только через три десятилетия. И тут тоже очень интересна и важна сама история.
.
«Все началось в 1988 году, когда в японском телевизионном шоу, археолог и бывший губернатор острова Пасхи Серджио Раду прокомментировал: «Это было бы мечтой, чтобы увидеть моаи, стоящими на платформе. Вот только был бы у нас мощный кран…». Сотрудник крановой компании Tadano увидел эту программу и подумал, что его машины могут быть полезны для этой цели. Несколько лет спустя, в 1992 году, была создана международная рабочая группа, в состав которой вошли археологи, инженеры и другие эксперты из Японии, Чили и других стран для восстановления участка Тонгарики.
Реставрационные работы проводились под руководством Института исследований острова Пасхи Чили (IEIPA) под руководством археологов Клаудио Кристино и Патрисии Варгас, на средства, предоставленные правительством Японии и крановой компанией Tadano. Последний сделал большое пожертвование средств и технического оборудования, предоставив огромный кран, способный поднять большой вес статуй».
Вот образец объединения усилий мирового сообщества, чтобы не дать пропасть тому, что является ценнейшим экспонатом списка ЮНЕСКО! И теперь мы можем любоваться этим замечательным сооружением в таком виде, которое оно имело в период своего максимального великолепия. Однако не стоит думать, что работа заключалась только в подъеме моаи, и вот как это описывают участники событий:
«Для этого были созданы новые карты местности с использованием передовых методов съемки наряду с цифровыми моделями. Затем пришлось осуществить раскопки, инвентаризацию и классифицировать остатки тысяч камней и кусков статуй, разбросанных на сотни метров вокруг. Кроме того, в ходе раскопок были обнаружены останки еще 17 уничтоженных моаи, которые были повторно использованы в качестве строительных элементов старой платформы, как это было принято делатьпри реконструкции места, где был возведен аху из более раннего периода. Восстановление этого места стало важной вехой в местной истории, когда чилийские, иностранные эксперты и группа островитян работали рука об руку, чтобы восстановить одно из самых важных мест для народа рапануи».
Кое-кто из группы не выдерживает и отправляется на фотоохоту, мы же набираемся терпения и слушаем лекцию гида до конца. Он обращает наше внимание на разнообразие форм и размеров статуй. Тонкие, толстые, высокие и низкие, и даже выражения их лиц кажутся разными, в чем мы убедимся сами, подойдя поближе. Какое самое первое, что приходит на ум, объяснение этому факту. Браво, конечно, желание отразить характер или конкретные черты каждого представленного предка. Однако это не так, просто строились фигуры в разные периоды, и со временем черты моаи приобрели обобщенный, стилизованный вид.
Размеры моаи поражают, их высота, как я уже упоминала, колеблется от 5,6 до 8,7 метров в высоту, а самым высоким и тяжелым является пятый справа (весом 86 тонн!). И эта высота только самих фигур, а если сюда прибавить высоту постамента и шапку пукао, то фигурки могут достигнуть максимальной высоты в 14 метров, то есть в полноценный 5-этажный дом!
Отвечая на наш немой вопрос, гид сообщает, что раньше все моаи носили красные шапки. В ходе реставрации выяснилось, что только один гигант способен вынести тяжесть шапки, поэтому справа от платформы можно увидеть семь из этих огромных цилиндров, вырезанных из красного шлака, извлеченного из вулкана Пуна Пау.
.
Жаль, что мы пропустили мимо ушей рекомендацию зайти за постамент этой мегалитической структуры, где мы бы смогли увидеть остатки голов и других частей моаи, используемых на ранних стадиях строительства аху. Согласно найденным останкам, по оценкам исследователей, по меньшей мере 30 моаи были частью Тонгарики на различных стадиях в течение периода, который длился более 700 лет. 15 истуканов сильно впечатляют, представляю, каково было бы здесь увидеть все 30!
Гид видит наше нетерпение и завершает рассказ, что в дополнение к впечатляющим статуям, здесь есть кое-что интересное, остающееся незаметным, находясь на уровне земли. Это петроглифы, выгравированные на вулканической скале. Гид порекомендовал нам обратить внимание на круг камней, где можно найти два барельефа с изображением морских черепах, тунца и птице-человека. Почему тунца? Да потому, что это была очень важная рыба на острове, которая когда-то предназначалась для высших классов, и которую сегодня можно попробовать в местных ресторанах.
Мы бы обязательно поискали эти петроглифы, но слова гида о том, что их не так просто обнаружить (лучшее время для этого раннее утро или закат, когда появляются тени) отбили у нас охоту делать это.
Мы разбредаемся вдоль платформы, делая фото и так и эдак, выделяя разные фигурки, или группируя их в троицу. У них нет коралловых глаз, и поэтому кажется, что у них вынули душу, лишив их таинственной маны и сделав их шеренгой слепцов. Постепенно доходим до конца платформы, и только тогда перед нами открывается вид на Тихий океан и отвесные скалы, о которые разбиваются его волны.
Незаметная тропка ведет нас вверх, туда, где за оградой можно увидеть еще один огромный каменный силуэт, который лежит на траве. Этот моаи смотрит вверх пустыми глазницами, и мы вспоминаем слова гида, что глаза прорезались после возведения моаи на платформе, что означало дар духа предков этому истукану. Ученые предположили, что этот моаи никогда не возводился на платформу по какой-то причине.
Но нас больше интересует стоящий моаи, за спиной которого хорошо видно основание лодочного домика. Оказалось, что нас на этот сайт привезли, так сказать, с заднего крыльца, а эта своеобразная статуя встречает и приветствует всех посетителей, которые идут «по шерсти».
.
Интересная фигура как-то уж очень необычно развернута, и создается впечатление отторжения и некоторого гнева, что вот этот моаи стоит один, а не в компании сотоварищей.
.
Однако вовремя вспоминаем слова гида, что он не мог быть включен в шеренгу, потому что был взят с другого аху.
.
Зато у него есть своя история, которая сделал его более известным, чем его 15 каменных соседей вместе взятых.
Я уже писала, что островитяне мучительно думали, как исправить ситуацию, сложившуюся после землетрясения. И вот в 1982 году этот истукан отправился в Японию для участия в выставке в городе Осака. Когда некоторое время спустя он вернулся из своего путешествия за границу островитяне стали называть его «моаи-путешественник», под этим именем он известен до сих пор. А еще в 1986 году его использовали в ходе эксперимента норвежского исследователя Тура Хейердала, который хотел продемонстрировать свои теории о транспортировке статуй.
5 февраля 1986 года группой из менее чем двадцати человек, с помощью прикрепленных веревок, удалось заставить моаи продвинуться на несколько метров в вертикальном положении. Я еще до поездки видела фильм об этом мероприятии, когда моаи высотой 4 метра и весом в 9 тонн, «самостоятельно шел» по дороге, движимый командной работой энтузиастов, слаженно дергающих за веревки. Представляю, как «работала» энергетика другого времени, и в самом деле можно было предположить, что из каменоломни гиганты шли, влекомые маной!
Мы вглядываемся в молчаливый профиль моаи, глаза которого обращены в вечность, и тут к нам подходит гид, который снижает пафос наших восторгов неприглядным фактом.
.
Оказывается, во время раскопок в 1990-х годах было обнаружено несколько каменных печей и человеческих костей, принадлежащих ребенку, со следами, которые могли бы указать на факты каннибализма. Дети-жертвы могли быть убиты во время войны между двумя великими племенами, чтобы принести их в жертву. Этот факт фиксировался отверстиями в скале, чтобы подсчитать количество жертв. Настроенные более оптимистично ученые, предлагают другую версию, согласно которой дыры в скалах – это своеобразная перепись рожденных детей.
В заключение хочу сказать, что своим ходом сюда сложно добраться, потому что сайт находится далеко от Ханга Роа. Единственный способ взять в прокат велосипед или машину, но надо быть осторожным, потому что на открытых пространствах пасутся лошади. Только дорога до Тонгарики займет 1,5 часа в одну сторону, такие здесь расстояния при осторожной езде.
И еще очень важное предупреждение для тех, кто поедет сюда во время южного лета, когда солнце поднимается сразу за моаи Аху Тонгарики. Апофеозом является встреча рассвета во время летнего солнцестояния и зимнего равноденствия, в остальное время солнце встает за вулканом Poike, но и это может дать прекрасные изображения, равно как и закатные фото и виды.
Прошу прощения за столь длинный рассказ, но это место силы настолько захватило нас, что была бы наша воля, мы бы посетили его и утром и вечером еще раз! Полюбуйтесь и вы такой захватывающей красотой!
.
Декорацией к сайту служит очередной вулкан, который использовался как карьер для изготовления самих статуй — Рано Рараку – колыбель гигантских моаи. Ч.69
Продолжение следует...
- Адрес:
Чили
Остров Пасхи
Ahu Tongariki
Дешёвый ✈️ по направлению Остров Пасхи
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Такой простор, океан с пониманием, КАК далеко ты забрался от цивилизации и эти зримые Боги древних цивилизаций, которые снисходительно смотрят на тебя!
Рада, что зацепила.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А чем они опасны?
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Но в целом- впечатлена!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Не думаю, что они были мореплавателями, чтобы хранить океан. Это все только предположения. Истина сокрыта.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Конечно, проделана колоссальная работа при реставрации!
А место, должно быть, энергетически очень сильное!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Конечно, здесь хотелось бы посидеть подольше, но времени у туриста всегда дефицит...
Спасибо, что вам интересно
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: