195 материалов по 58 объектам, 5 183 фотографии
- GPS
- Япония, 13 Ryōanji Goryōnoshitachō, Ukyō-ku, Kyōto-shi, Kyōto-fu 616-8001, Japan
- 075-463-2216
- www.ryoanji.jp/
Кто знает: саду цвесть? Монохромная хиранива храма Рёан-дзи.
Сад в храме Рёан-дзи совершенно не похож ни на один из увиденных ранее, хотя слышали мы о саде камней достаточно часто. Главное, что всегда о таком саде говориться — что какой-нибудь один из камней сада невозможно увидеть с любой точки зрения, если не постигнуть просветления. Честно говоря, мне, да и подругам моим, сад виделся достаточно масштабным. Если не с футбольное поле, то чуточку поменьше. На деле же сад камней Рёан-дзи представляет собой прямоугольную площадку с востока на запад 30 метров, с юга на север 10 метров. Площадка засыпана белым гравием, расчесана специальными граблями так, что следы зубцов идут параллельно длинной стороне сада, а вокруг каждой из 5 групп камней (пять, два, три, два, три) расходятся плавными концентрическими кругами. Всего на гравии расположено 15 необработанных камней, отделяющихся друг от друга зелёным мхом. По периметру сада высится невысокий заборчик, лишь по одной длинной стороне примыкает веранда, с которой положено любоваться садом. Забор обрамлен зеленью хвойных деревьев, преимущественно сосен, которые оттеняют строгий белый гравий и камни, вносят некоторое оживление, но, скорее всего, отвлекают от главной цели — достижения просветления.
По философии мастера Соама увидеть все 15 камней не удастся никому, в этом и есть секрет в расположение камней, если только не воспарить и не увидеть сад сверху. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая: невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Буддийский монах Тэссэн Соки о говорил, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".
Что сказать... мы даже не старались увидеть все камни разом. Было понятно, что за краткий визит в многолюдное время это вряд ли удастся, да к тому же перед входом на веранду есть макет, то есть сад в масштабе, и на него очень удобно смотреть сверху, так что секрета не остается ))
В общем, сам сад камней нас немного разочаровал. Скорее всего, мы не были духовно подготовлены к созерцанию, стремясь охватить как можно больше. Вот и не увидели в воображении ни пять горных вершин, взмывающих в облака, ни острова в бескрайних просторах океана...
До сих пор точно неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в это местечко. Было сделано множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов — учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей — это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада — это застывшие духи.
По версии японского специалиста Масао Хаявкава до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёан-дзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.
С северной части веранды, где находится дом настоятеля Рёан-дзи, открывается вид на еще один пейзажный сад. Нам сказали, что это сад мха. Честно говоря, мне он больше по душе пришелся, именно здесь захотелось посидеть и поразмышлять. . Здесь находится каменный сосуд Рёан-дзи с водой для омовения рук с деревянными ковшиками с длинной тонкой ручкой. Вокруг отверстия сосуда высечены иероглифы, что в переводе значит "каждый уже имеет, то в чём он нуждается". Этот сосуд пожертвовал храму Рёан-дзи Токугава Мицукуни.
.
Храм Реандзи был построен Хосокавой Кацумото в 1450 году, а сад является частью храма, и чтоб увидеть сад нужно пройти по территории и через здания храма.Мы повстречали здесь и школьников, и взрослых японцев, и, конечно же, туристов из разных стран. .
Территория оставила приятное впечатление. ...
А сознание со временем периодически возвращается к увиденной ровной площадке и камням на ней, заставляя искать все новую информацию об этом месте.
Оказывается, это наиболее известный в Японии плоский сад без холмов или прудов, называемый "хиранива", который раскрывает изумительную простоту и гармонию принципов дзен-медитации.
Лаконизм и чисто внешняя простота формы, неисчерпаемая сложность и содержательность — одновременно и загадка, и ответ на множество философских вопросов.С одной стороны в саду нет ничего изменяющегося, растущего и увядающего, подверженного воздействию времени, материалы взяты из самой природы. Их обыденная простота оставляет глаз незаинтересованным и усугубляет сосредоточенность на главном: на осознании пространства.
Рационалистический взгляд покажет красоту пространства, сложную взаимосвязь объектов, их индивидуальную жизнь рядом друг с другом. Для средневекового восточного сознания все это было важно лишь отчасти, Надо помнить, что для буддийского религиозного сознания главная и единственная истина — спасение, а цель всякого созерцания — открыть путь к спасению, к прекращению страдания и к бесконечной цепи перерождений. Сад камней создавал особое "силовое поле", погружаясь в которое человек мог ощутить себя способным понять нечто иррациональное, скрытое за внешней оболочкой предметов.
Расположенный под открытым небом сад оставался подверженным природным явлениям: дождь, снег, ветер, солнце... Внешняя статичность сада камней оказывалась очень условной, он меняется каждое мгновение. Поэт Мёэ писал: "Глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мною. Я погружаюсь в природу, соединяюсь с ней".
В дебрях интернета мне попалось следующее описание, которым не могу не поделиться с вами: "Композиция их разомкнутая, но уравновешенная. Видимость фрагментарности дает ощущение гармонической законченности. Спокойствие проистекает не из статичности, но из особо сбалансированной внутренней динамики асимметричного построения. Это же характерно и для каждой отдельной группы. Крайняя левая, состоящая из пяти камней, включает в себя самый крупный в саду главный камень пирамидальной формы, два совсем плоских и отстоящих от него и два небольших, смыкающихся с ним и объединенных обрамлением из мха. Господствующая вертикальность основного камня уравновешивается, "гасится" двумя плоскими, а промежуточные небольшие камни сдерживают их разлет, увеличивают массивную устойчивость центра. Следующая группа — длинный горизонтальный камень, заостряющийся с одного конца, и примыкающий к нему кругло-компактный, обкатанный, почти гладкий. Контрастные по форме и фактуре, они плотно сгруппированы и почти сливаются в силуэте на фоне ограды. Эти две первые группы визуально уравновешиваются остальными тремя, расположенными в правой части сада. Они также построены по принципу единства и контраста, точного соответствия массивной тяжести предметной формы и длины "рычага", эту тяжесть удерживающего. Пластичность каждой группы возникает из сложного взаимодействия неоднородных элементов — высоты и ширины камней, соотношения их контуров, расстояния между ними и т. п. Композиция сочетает в себе точность и свободу. В отсутствии всего случайного ощущается причастность канону, выверенному опытом поколений".
- Адрес:
13 Ryōanji Goryōnoshitachō, Ukyō-ku, Kyōto-shi, Kyōto-fu 616-8001, Japan
- Дополнительная информация:
Взрослые (включая учеников старшей школы): 500 иен
Дети (ученики средней и начальной школы): 300 иен
Часы работы: 8:00 — 17:00 (мар. — ноя.) / 8:30 — 16:30 (дек. — фев.) - Телефон:
075-463-2216
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Киото
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: