1545 материалов по 1 539 объектам, 55 649 фотографий
- GPS
- Россия, Москва, ул. Восточная, 6
- (495) 675-70-11
- www.starosimonovo.ru/
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
Сергием Радонежским в день праздника Рождества Богородицы — 8 сентября 1370 года,
ровно, за десять лет до Куликовской битвы.
По его благословению и молитве великий князь Дмитрий Донской победил полчища Мамая.
Среди многочисленных героев, отдавших "души своя за други своя", известные монахи-воины
Александр Пересвет и Андрей (Ирадион) Ослябя, которые погребены в этом московском храме.
Куликово поле. Жизнь за други своя
Храм-памятник славы Куликова поля, каменный четверик которого сложен ещё в 1509 году,
а в алтарной части в апсидных проёмах видна окаменевшая дубовая тяга, сохранился до наших
дней, несмотря на древность, годы испытаний и лихолетья.
Создание Симонова монастыря стало совместным делом преподобного Сергия Радонежского
и его ближайшего ученика, на которого он возлагал большие надежды, постриженника Феодора,
племянника по родству.
Удобное для уединённой молитвы расположение обители на мысу между заросшими лесом
оврагами, не давало возможности её расширить, чтобы укрепить и использовать для обороны
от врага. Поэтому все строения и крепостную стену с башнями стали возводить на полверсты
ближе к древней Брашевской дороге — на более обширное место.
Преподобный Сергий благословил начало строительства соборного храма во имя Успения
Пресвятой Богородицы и это было основанием Нового Симонова монастыря.
Однако заложенный в 1379 году собор освятили лишь через 26 очень сложных для нашего
государства лет — 1 октября 1404 года.
Всё это время богослужебная жизнь протекала в маленьком храме Рождества Богородицы
в Старом Симонове, у стен которого были похоронены воины-монахи.
Со временем храм Рождества ушёл в тень могучих крепостных стен и башен Нового Симонова
монастыря и смиренно нёс свою службу.
В 1509 году деревянный храм был разобран и на его месте сооружён каменный, именно тот,
который встречает нас сегодня.
В смутные времена храм Рождества Богородицы терпел невзгоды и разорения, как и вся
Москва. В 1612 году поляки и литовцы разграбили Симонов монастырь, захватив драгоценные
дары князей и царей российских — с икон срывали оклады, из храмов выносили церковную
утварь.
В Москве, в 1771 году свирепствовала моровая язва и Симонов монастырь был обращён в
чумной изолятор. Монастырскую братию перевели в Новоспасский монастырь и обитель
со временем пришла в запустение, затем была упразднена, а здания переделаны под военный госпиталь.
В храме Рождества, в 1787 году при митрополите Платоне, была построена тёплая трапезная и колокольня, при этом надгробие иноков оказалось под спудом колокольни.
Митрополит Платон хлопотал о восстановлении монастыря, но после петровских реформ и
при отсутствии патриаршества, сделать это было нелегко. Обитель была возобновлена через
четверть века архимандритом Игнатием.
Могилы героев Куликовской битвы не забываются, так, в правление Екатерины II, в 1794 году,
над ними была установлена белокаменная плита с надписью.
Спустя 200 лет история повторилась. Наполеоновские войска, вошедшие в Москву, штурмом
взяли обитель и разграбили её. В Успенском соборе была устроена конюшня, а келии
заняли солдаты. Церковную серебряную утварь и награбленное в дворянских домах серебро
переливали в слитки.
Шли годы. По благословению святителя Филарета трапезная и колокольня храма Рождества
перестраивались, были возведены два придела — во имя Николая Чудотворца и Сергия
Радонежского. Перестройка трапезной привела к тому, что могилы схимонахов Пересвета и
Осляби оказались внутри церкви, поэтому камень был вытащен и установлен перед храмом
как памятник, а над могилами установили чугунную ажурную сень каслинского литья и повесили
драгоценные лампады.
Конец XIX века — это новые времена в России, перелом эпох.
Уже нет той природы, которая окружала храм Рождества. На месте зелёных лугов и пруда,
который воспевал Карамзин в "Бедной Лизе", появились заводские корпуса, склады, окружная
железная дорога с разъездами и неуклюжие дома бедных заводских тружеников. Высокие
сосны вырублены, вместо рощи канавы, заборы и путепроводы.
В 1900 году церковь в Старом Симонове посетил император Николай II с женой и свитой.
Из Успенского собора монастыря венценосные паломники перешли на территорию древней
церкви Рождества Пресвятой Богородицы, чтобы почтить память иноков.
Государь император с гордостью рассказал настоятелю о традиции Русского флота иметь
в своём составе корабли носящие имена Пересвета и Осляби.
После революции, когда небо над православной Русью заволокли глухие тучи безбожия,
храм оказался на краю гибели. В 1929 году была принята директива, в которой религиозные
организации были названы главной легальной контрреволюционной силой.
Закрывались, а затем сносились самые древние и известные храмы Москвы.
Осенью 1929 года закрыли последний храм Симонова монастыря, а уже в январе 1930 года
были взорваны пять из шести его церквей, Сторожевая и Тайнинская башни и практически вся монастырская стена, кроме южной части, дошедшей до нас.
Приходской храм Рождества постигла бы та же участь, но расширяющемуся заводу "Динамо"
срочно нужна была компрессорная и по экономическим причинам было решено устроить её
в "готовом здании" церкви. Снесли главу и барабан, трапезную надстроили, а колокольню
разобрали на кирпичи для надстройки. Металлическая сень ушла на металлолом, роспись
стен была не счищена, а просто закрашена олифой и белой краской, поэтому 80% фресок
было сохранено и в последствии восстановлено.
В стенах храма, на полутораметровой глубине фундаментов, разместили огромные
компрессоры и воздухопроводами увязали всё здание с цехами.
В 1966 году начались разговоры о восстановлении исторических памятников,
в 80-е годы это было услышано властями. Завод "Динамо" поглотивший церковь своей
режимной территорией не торопился освобождать её из своих оков.
Судьба храма волновала православных верующих, деятелей культуры, писателей, журналистов,
которые выступали в прессе и говорили о значении памятника русской культуры в веках.
Большой вклад в решении проблемы внесли писатель В. Распутин, космонавт В. Севастьянов,
глава правительства Н. Рыжков.
Первые добровольные субботники москвичей в помощь реставраторам начались в 1983 году.
Между компрессорами было определено место захоронения иноков и грунт не был потревожен.
К лету 1988 года была размечена территория вокруг храма, установлен забор и устроен мост
на сваях для прохода к храму над цехами и территорией завода. Сейчас — это узкий проход между заборами и корпусами частной фирмы по изготовлению мебели.
.
Первая служба со времени закрытия храма была совершена 1 июня 1989 года — в день
празднования памяти святого Дмитрия Донского, а 22 июля храм вернули Русской Православной церкви. Это был первый в Москве возвращённый в послехрущёвские времена храм.
.
После полной реставрации храма Рождества Богородицы, в дар, из запасников музеев
стали возвращаться иконы. Особенно почитаются чудотворная Тихвинская икона Божией
Матери, икона Пресвятой богородицы Влахернская, икона "Положение ризы".
Над героями Куликова поля горит Неугасимая лампада от благодарных потомков.
Не только упокоением иноков славен Симоновский монастырь — отсюда ушли в северные
вологодские земли великие преподобные старцы Кирилл и Ферапонт, чтобы нести Слово
Божие в дикие необжитые места, чтобы основать там известные ныне монастыри:
Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.
Возле храма Рождества захоронен герой войны 1812 года — композитор А. Алябьев (1787-1751),
создатель любимого всеми "Соловья".
В Ново Симоновом монастыре идет частичная реставрация, ещё не вся территория
обители выкуплена у частных владельцев, слишком дорогая земля в Москве.
- Адрес:
Москва, ул. Восточная, 6
- Телефон:
(495) 675-70-11
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо. Так надо популяризировать народных героев и защитников Отечества, и не важно сколько лет прошло с их подвига — это ведь наша история