591 материал по 177 объектам, 9 535 фотографий
- GPS
- Португалия, Avenida da Liberdade
Любопытные секреты тротуарных узоров Лиссабона. Ч.53
Этот совет является частью дневника «И СЕРДЦУ СНЯТСЯ, КАК В ДЕТСТВЕ СНЯТСЯ, ДРУГИЕ СТРАНЫ И ГОРОДА ...»
Однако мало кто знает о некоторых маленьких секретиках, которые таятся в этом черно-белом орнаменте. Стоит только повнимательнее вглядеться в рисунок под ногами!
Однако сперва поговорим о происхождении этого своеобразного искусство укладки тротуара и о первых экземплярах, появившихся на дорогах города, расположенного на семи холмах.
Это искусство дает наиболее значительное представление о португальской культуре. Сегодня великолепный декоративный плиточный узор мостовых, одновременно будучи неким символом с художественными и функциональными элементами городской архитектуры, представлен не только в Португалии, но и по всему миру.
В то время как тротуарная плитка насчитывает несколько веков традиций, мостовая, какой мы ее знаем сегодня, появилась гораздо позднее. Практика покрытия дорог очень стара. Дороги, вымощенные камнем, способствовавшие коммуникации между удаленными точками Римской империи, наиболее известны в мире и даже существуют и по сей день.
Также римляне были знамениты своими мозаичными панно из небольших цветных элементов камня, стекла и терракоты. Умело составленные, они становились великолепными декоративными напольными покрытиями.
Португальская мостовая на авеню Либердаде с мотивами стиля арт-нуво (гроздья винограда). Из интернета
Лиссабон, как мы знаем из истории, был важной частью расширенной Римской империи, и поэтому его главные улицы были вымощены камнем или местной глиной. Позднее мусульманская оккупация привнесла новые техники и форматы, также оставляя свой след в истории.
В 15 веке, периоде экспансии короля Жоао II, великие географические открытия имели также и большие последствия в развитии городов, таких как Лиссабон и Порто. Например, так называемые Ruas Novas (Новые улицы), где находились наиболее важные коммерческие склады, были вымощены. Следующий монарх, король Мануэль, не только продолжил этот процесс, но и сделал эти Rua Nova de Lisboa самыми знаменитыми и признанными в мире в 16 веке.
Позднее во время благополучного правления короля Жоао Y, расточительные публичные работы были продолжены. В этот период мощение улиц было ускорено, причем не только на главных улицах, но и на периферийных, что облегчало циркуляцию движения, а также способствовало украшению города. Грандиозное землетрясение, постигшее город в 1755 году, не позволяет нам достойно оценить все те предпринятые усилия.
Хорошо спланированная реконструкция города потребовала времени, и, к сожалению, сегодня мы видим мостовые с их рисунками, которые берут свое начало в середине 19 века.
В истории страны есть любопытный эпизод, связанный с периодом правления короля Мануэля. Султан Музафар решил преподнести в дар вице-королю Португалии в Индии, Афансо де Альбукерку, носорога. Когда этого неизвестного зверя доставили в Лиссабон, то для жителей города это было большим шоком. Тогдашнее покрытие улиц было вполне достаточным для проведения парадов по случаю дня рождения короля. Однако когда привезли носорога, то король повелел изготовить каменную мостовую на главных улицах города, чтобы гости празднеств, в которых бы принял участие этот заморский зверь, не были обрызганы грязью.
По правде говоря, к моменту прибытия носорога, основные магистрали города уже были замощены, но в людской памяти эти два события объединились, что свидетельствует о важности обоих событий для тех времен.
Доподлинно известно, что впервые в стране мощение улиц появилось в столице, и было это в 1842 году. В это время возглавлял батальон, охраняющий замок Сан Джордж некий Эусебио Кандидо Пинейро Фуртадо, который был знаком с римской техникой укладки мозаичных каменных мостовых.
Используя белый известняк и черный базальт, который добывали неподалеку от Лиссабона, впервые здесь было уложено декоративное покрытие в виде колышущегося зигзага. Это впечатлившее жителей покрытие навсегда осталось на фото, но не в реальной жизни. Большие реставрационные работы в замке, предпринятые в 1940-х годах, полностью разрушили это историческое покрытие. По мнению тогдашних исследователей, оно было там не на месте и не представляло собой никакой ценности.
Однако влияние этого первого мозаичного покрытия и впечатления от него нашло срочное отражение в Лиссабоне 19 века. 6 лет спустя, в 1848 году, самая главная площадь города, Россио, была покрыта мостовой по проекту того же самого военного инженера из замка. За 323 дня площадь в 8 712 кв. метра была покрыта черно-белым каменным узором.
Узор мостовой в Лиссабоне на авеню Либердаде около Монумента жертвам 1-й мировой войны. Из интернета
Рисунок каменного коврового покрытия состоял из центральной части и узора по периметру. Центральный волнообразный узор был назван Mar Largo в честь великих португальских открытий. Этот мотив был столь популярен, что в начале 20-го века таким же узором была покрыта набережная в Копакабане, что около Рио-де-Жанейро.
Россио претерпела ряд изменений, как я уже писала (Проклятие памятников площади Россио. Ч.43), да так, что к 1925 году от этого волнообразного покрытия остался только небольшой кусок возле монумента королю Педро IY.
И так было вплоть до 2003 года, когда покрытие было почти полностью восстановлено. Однако следует пожалеть, что бордюра по периметру восстанавливать не стали, оставив площадь в таком незаконченном виде.
Как я уже говорила, рисунок волн создает оптические иллюзии в зависимости от места, где вы стоите. В любом случае, рисунок создает головокружительную динамику, придавая площади дополнительное очарование.
Между 1848 и 1910 годами наиболее значимые зоны Лиссабона также приобрели восхитительные декоративные мотивы. К ним относятся Cais de Sodre (1877), Largo do Carmo, Largo de Camões (1867), Муниципальная (1876) и Торговая площади, а также проспект Либердаде (1879). Однако мы должны помнить, что со временем многие мостовые были заменены, или ими были приобретены новые узоры, более соответствующие эстетическому вкусу эпохи.
Без сомнения, мозаичное покрытие Авенида да Либердаде остается одним из самых красивых среди городских узоров, и эта последовательность орнамента была результатом городской революции 1879 года и необходимости расширения городского пространства. Он отображает классический рисунок с прямоугольными рамками.
Вторая фаза строительства Либердаде относится к началу 20-го века, поэтому в рисунке мостовой появляются цветочные мотивы в эстетике арт-нуво, следуя изменениям вкуса той эпохи.
Однако, несмотря на различие стилей, пропорции и ритм рисунков были оставлены те же, благодаря чему сохранилась гармония пространства по длине всей авеню.
Если вернуться к памятнику Героям Первой Мировой Войны, то при его строительстве, а также прокладке метро, мостовая была разобрана, а потом вновь восстановлена. Если взглянуть на фото, то можно задаться вопросом, что означают маленькие фигуры в полотне узора, и имеют ли они специфическое значение? Возможно, это виртуальное послание нам от любящих свою работу плиточников? Может быть, таким образом они хотели внести свой личный вклад в историю города, поскольку он хотел оставить их безымянными. Во всяком случае, доподлинно известно о двух каменщиках, которые оставляли свои знаки – Джордж Дуарте (в виде сердечка) и Виктор Граса (в виде буквы V).
Интересно узнать, что первыми каменщиками были заключенные из тюрьмы Limoeiro, их даже называли «leggcuffs» из-за железных колец и цепей, которые они носили. Одобрение и восхищение, с которыми встретили жители города эти украсившие столицу площади, не были свойственны ремесленникам, которые трудились над ними, поэтому-то им и хотелось оставить свой след в истории. Этим осужденным просто нужно было выполнять тяжелый физический труд, проводя долгое время в неудобной позе, загоняя камни в мостовую.
Все же нужно отдать должное этим мастеровым, которые усовершенствовали свой труд. Сперва нужно было подготовить площадку, выровнять ее, затем выложить узор, затем уплотнить камни, простукивая и стараясь не нарушить покрытие, затем затирают швы песком. Эти требования учили укладчиков освоению тщательного составления камней в узоры. И разве не могут обладать чувством эстетики те, кто укладывал камни в столь замечательные рисунки? Изучая любопытные секреты лиссабонских мостовых, многие считают, что не могут. Строго говоря, укладчики следовали предварительному дизайну, который нарисовали скульпторы, при этом все же размер и расположение камней зависел от мастера, и очень сильно от его профессиональных навыков и знаний, свойственных этой работе.
Постепенно дело дошло до того, что в Португалии осталось всего 20 мест, где сохранилась знаменитая португальская узорная кладка мостовых. Городские власти были обеспокоены возможной потерей столь специфических знаний, видя как число специалистов резко сокращается. Для примера скажу, что между 40 и 50 годами прошлого века их число составило 400 человек.
Городским советом Лиссабона в 1986 году была основана Школа Укладчиков (Escola de Calceteiros), в которой студенты познавали не только азы профессии, но и возрождали ее как таковую. Для примера скажу, что можно просто закрыть камнем образовавшуюся дыру, но без специфичных навыков эта «заплата» долго не простоит. А если человек сделает это со всем историческим знанием, то мостовая будет долго радовать глаз прохожих, и они будут все время вспоминать добрым словом укладчика.
«Хотя Лиссабон является образцовым городом для тротуарной португальской плитки, многие улицы и площади страны также обладают этим историческим изыском. На севере, в городах Гимарайнш, Авейро, Порту, на исторических улицах родилось несколько «дополнительных нот» в оформлении калькад. Их можно увидеть и в центре — в Коимбре, Кастельо Бранко, Сантареме. На юге, от Алентехо до Алгарве, от Синеса до Лагоса, Портимао, Фару и Тавиры, есть улицы, которые от одного конца до другого отделаны таким необычным ковровым тротуаром. На Азорских островах и Мадейре можно также увидеть отголосок португальской моды на каменные мостовые. За пределами границ страны, там, где проходили португальцы, и сегодня можно увидеть этот необычный след на земле. Бразилия, Кабо-Верде, Ангола, Мозамбик и Макао имеют сегодня португальский тротуар в некоторых точках отдельных улиц».
Во всем мире тротуар имеет различные цвета и геометрические конструкции. Когда он родился в девятнадцатом веке, сырьем для него в основном был базальт.
Но из-за того, что его трудно обрабатывать, зачастую использовался известняк. Вокруг Лиссабона родилось несколько ферм, достигающих 80 карьеров только в непосредственной близости от столицы.
Черный, серый, темно-синий, розовый и белый, цвета рисуют на поверхности мостовой различные формы. Гладкая и яркая поверхность камня становится более мерцающей в дождливые дни, а иногда и скользкой. Именно этот факт вызывает социальные дискуссии между противниками каменных мостовых, и теми, кто защищает их как историческое наследие, которое необходимо сохранить.
В заключение хочу сказать, что в Лиссабоне даже есть памятник укладчикам, правда мы его не нашли.
Но все же рекомендую внимательно смотреть под ноги на мощеных улицах Лиссабона, чтобы не пропустить изображения цветка, маленькой лодки, часов, звезд или четырёхлепесткового клевера.
Это своеобразная подпись мастера, и эти рисунки обычно выполняются с большой тщательностью и в минимальном масштабе. Существуют они только по одной причине: мастер-укладчик решил сделать их в память о своей работе.
Они являются незаконными и анонимными, только коллеги по профессии знают, как определить, кто сделал их, либо по технике или по тематике. Зато увидев хоть один такой неприметный знак, вы будете искать этот секретик и дальше, глядя себе под ноги. Предлагаю посмотреть фото разных таких «подписей» на брусчатке, которые я обнаружила в интернете.
Заканчивая свой рассказ о мостовых Лиссабона и высунув нос на проезжую часть проспекта, мы уже видим, как близко находимся от круговой площади и венчающей ее статуе, посвященной приснопамятному маркизу Помбалу — Интересные факты истории площади Маркиза Помбала. Ч.54
Продолжение следует...
- Адрес:
Avenida da Liberdade
Дешёвый ✈️ по направлению Лиссабон
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Мне было тоже интересно полазить в интернете, чтобы донести до всех любопытстсвующих эту красоту.
На самом деле сегодня вместо серого асфальта мы видим уложенную тротуарную плитку, и вспоминаем булыжную мостовую, которую еще застали в детстве.
Но такого красочного коврового покрытия, как в Португалии, я, пожалуй нигде не видела...
А ведь чаще всего мы смотрим себе под ноги, и это самый замечательный пример того, какую красоту можно увидеть под носом!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: