1545 материалов по 1 539 объектам, 55 674 фотографии
- GPS
- Россия, Москва, Тверской бульвар 18.
- 7 (499) 899-40-69
- domsmirnova.com/#/the-chalet
Известный и неизвестный Тверской бульвар. Особняк П.Смирнова
Этот совет является частью дневника «Прогулки по Москве»
Особняк П.П.Смирнова имеет свою интересную, на мой взгляд, историю, которая была связана с известными людьми. Он является одной из интереснейших работ Шехтеля, фотографии его можно обнаружить во многих путеводителях, но об удивительных интерьерах здания до последнего времени знали немногие. Дело в том, что долгие годы оно принадлежало городской прокуратуре и было одним из "закрытых" памятников в столице.
Поэтому когда появилась возможность увидеть его изнутри я сразу же за неё ухватилась.
Первое упоминание об особняке известно ещё в 1760 году, тогда он принадлежал ротмистру конной гвардии В.Истлентьеву, через несколько лет продан генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово, от последнего оно перешло к директору Академии наук графу В.Г. Орлову. Затем последовала ещё череда владельцев, которые перестраивали особняк под свой вкус, в результате чего он сохранил следы разных эпох и лабиринт комнат на разных уровнях.
Новая жизнь у дома началась в 1900 году, когда его приобрел для своей семьи Петр Петрович Смирнов, который являлся старшим сыном "водочного короля" Петра Арсеньевича Смирнова, учредителя и директора высочайше утверждённого Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П. А. Смирнова в Москве.
Фото из интернета
До этого он проживал в Петербурге, где занимался торговлей чая из Китая. К этому времени Пётр Петрович уже был женат на Евгении Ильиничне Морозовой и имел трёх детей. По настоянию отца, для продолжения семейного дела, он в 1893 году переезжает в Москву, в дом своих родителей, но семья росла и возникла необходимость в покупке своего жилья. В связи с этим он и стал хозяином особняка, расположенного на Тверском бульваре и ещё нескольких строений во дворе.
Смирнов решает перестроить дом в соответствии со своим вкусом и требованием времени. Ему хотелось чтобы он стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальных застроек. Для этого он приглашает Фёдора Шехтеля. Этот архитектор к началу двадцатого столетия стал едва ли не самым востребованным зодчим в Москве.
Работы по переустройству продолжались пять лет. Шехтель расширил площадь особняка за счёт присоединения к нему двух боковых флигелей. Раньше они соединялись решёткой с основным зданием. На её месте были построены новые помещения. На первом этаже была сделана арка, ведущая во внутренний двор, арочный проём сохранил шехтелевскую решетку.
а над ней был возведён Романский зал, снаружи его украшал высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Стены урашены листьями и растительным орнаментом.
Также сохранились оригинальные решетки с "бантиками", которые можно видеть на окнах нижнего этажа.
В центре фасада, на уровне второго этажа, находится кованый балкон в форме ладьи — одна из лучших работ Шехтеля. Он чисто декоративный – если его опустить ниже, он мешал бы проходу людей, в него выходит Классический зал, пол которого значительно ниже уровня балкона.
Со стороны двора фасад выполнен в классическом стиле.
В особняк ведут два входа, один — Западный парадный, сейчас ведёт в располагающейся в этой части здания Пенсионый фонд, он недоступен для осмотра, а второй северный, более скромный, ведёт в вестибюль, через который можно подняться на второй этаж, где находится великолепная анфилада парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича.
Фото из интернета
Первый этаж в прежние времена был хозяйственным. Сейчас он стал полуподвальным из-за роста культурного слоя. В вестибюле сохранились тяжёлые своды, раньше они были расписаны, но от росписи сейчас ничего не осталось.
Пол в таких помещениях раньше покрывали чугунными плитами, реставраторы обыграли это
по-своему, получилось удачно. Мне, по-началу, показалось, что он выложен монетами.
Из вестибюля на второй этаж ведёт мраморная лестница, которая закручивается у основания двумя мраморными волнами завитками. После первого пролёта она расходится на две малые. Левая её часть ведет в Готический кабинет, а правая к Романскому залу и Будуару (Малой гостиной).
Отделка лестничного холла выполнена в классическом стиле.
Вместе с эскурсоводом направляемся в Готический кабинет. Здесь сразу же хочется сказать, что желающих увидеть особняк оказалось много, что неудивительно. Некоторые помещения были небольшими, фотографировать было сложно из-за освещения, а здесь ещё и многолюдно...Приходилось забегать вперёд или наоборот возвращаться. Поэтому за фото извиняюсь.
Итак Готический кабинет. Это небольшая по размерам комната, выполненная в венецианском модерне. На потолке накладные балки из мореного дуба, тёмные стены. В кабинете самое ценное с точки зрения творчества Шехтеля – потолок и двери.
Мебель современная, на которую можно присесть слушая экскурсовода. Украшением кабинета является небольшой эркер из которого открывается вид на Тверской бульвар. Нужно отметить, что все залы и комнаты второго этажа, кроме Египетского зала, расположены со стороны бульвара.
Для хозяйки дома Шехтель оформил изящный будуар или Малую гостиную. Сразу же обращаешь внимание на необычный потолок, который как оказалось называется "ложным парусным сводом",по углам его характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.
Стены отделаны китайским шёлком. В углу декоративный камин из розового камня с прожиками, внутри отделан плиткой"кабанчик".
Двери выполнены из массива дуба, в верхней части которых воспроизведён рисунок с фасада дома с листьями смоковницы.
Романский зал. Пока группа задержалась в Малой гостиной, я устремилась дальше и попав в этот зал остолбенела от увиденного. Высоченные потолки, витражное окно, казалось, что очутился в средневековом замке. Его коричнево-зеленая цветовая гамма, тяжёлая готическая люстра и полумрак делали зал таинственным и необыкновенным.
В оформлении смешалось несколько стилей: собственно романского, русского и модерна. Но на детали обращаешь внимание потом, сначала мне бросился в глаза огромный камин, он поражал своей монументальностью.
Камин несут две романские колонны, опирающиеся на спины лежащих львов и увенчанные растительными капителями с демоническими масками. Верхняя часть камина украшена рельефом, на нем изображена сцена сражения средневековых рыцарей.
Один из рестовраторов, участвовавший в восстановлении интерьеров, так описывает свои впечатления о нём. "Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет "наших". То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное "рубилово". Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека."
На противоположной стороне, над дверным проёмом видим ложный балкон с рельефом "Битва дракона и собаки". Изображение дракона и собаки хорошо известно членам масонских лож. Вероятно, здесь зашифровано извечное противостояние двух миров — мистического (дракон) и реального (собака) в битве за душу человека.
Эти образы видимо нравились архитектору, такие же он применил раньше в оформлении особняка Саввы Морозова.
Витражная композиция во всю стену, с трёхстворчатыми окнами, с рисунками виноградной лозы, тоже поражает воображение. Она ясно указывает на романо-готический стиль, на верху, по-моему, даже роспись на тему дерева жизни.
Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизованными романскими колоннами. Над ними три фальш окна. На самой арке на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных геральдических зверей. Вид этот портит барная стойка, сооружённая в то время, когда здесь находился ресторан.
Параллельно с работой над особняком Шехтель занимался возведением храма в Иваново-Вознесенске. Возможно это натолкнуло его сделать потолок в зале купольным. Его свод
расписан крупным стилизованным орнаментом зеленоватого золота, в котором сочетаются кельтский орнамент и специфические для модерна "надломленные спирали". Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, так называемые "маски грешников", они есть практически в каждом особняке, которые он оформлял.
Они всегда расположены так, чтобы их было сразу видно, как только вы поднимите глаза кверху. И вы будете смотреть на этих грешников, как в средневековом храме, а они – напоминать вам, что вы грешны… Самое интересное, что после революции именно в этом зале заседал ревтрибунал. И маски грешников смотрели на все это… Божий суд и человеческий сошлись в одном зале.
Нижний ярус свода делится на крупные секции, в которых нарисованы звери и птицы.
Украшением зала является великолепная люстра, выполненная в "югенстиле". Она трофейная, привезена из Германии военным прокурором Москвы. Она настолько гармонично вписалась в интерьер, что кажется была здесь всегда.
За Романским залом следует Аванзал. Он небольшой, его украшает лестница в пять ступеней, соединяющая разные уровни особняка. Она характерная, "шехтелевская", с изогнутыми деревянными перилами и фонарями.
Стены его ранее, вероятно, были украшены, но декор утрачен. В настоящий момент вверху видим декоративный фризо, с простым по рисунку, но стильным орнаментом в виде стрельчатых серебристых фигурок на бронзовом фоне.
Следующий зал, это Рокайльная или Розовая гостиная. Рокайль — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Это небольшая комната с потрясающим потолком!
Он украшен по краям лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (мотив "декаденской дамы"). Но уникальность его в том, что Шехтель впервые в Москве использует в его оформлении точечное освещение.
Ещё одна особеннось этого зала — его двери, они единственные подлинные, сохранившиеся во всём особняке.
Следующий зал сделан совсем в другой стиле, это стиль позднего ренессанса. Его называют Классический" или Итальянский. Стены выкрашены тёмно-зелёной краской, но всё внимание на потолок.
Он заполнен плоскими рельефами на морскую тему: маска Тритона в окружении сирен, нереиды, нимфы, морские коньки. Фантастические морские существа – одна из любимых декоративных тем Шехтеля. В центре потолка пустой белый прямоугольник, по-видимому здесь была роспись. Но фотографий и эскизов не сохранилось, поэтому восстанавливать её не стали.
В четырех углах расположены вензели Смирновых. Видны буквы S, P, E (Смирновы Петр и Евгения).
В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме.
За окнами этого зала как раз находится известный кружевной балкон Шехтеля. Вот только выйти на него нельзя, пол балкона примерно на полметра выше уровня пола.
Далее заходим в небольшой Греческий зал. Он небольшой, но разглядеть его толком не удалось, он используется, надеюсь временно, как склад. Единственное, что увидела — по периметру потолка расположен лепной фриз на темы древнегреческих состязаний на колесницах.
Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев, а затем для проведения художественных выставок. Две массивные колоны с балкой в египетском стиле, делят его на две части — основную и коридор. Прежде на месте этих колонн была стена.
Основная часть квадратная, в ней большие окна почти до пола. Зал оформлен в бежево-золотых тонах.
Сразу же внимание привлекает восьмигранный плафон выполненный в виде символического изображения Ра — бога Солнца Древнего Египта. Он обрамлен фризом со сценами из жизни египетских фараонов. Светильник слегка опущён, скрывая расположенную над ним вентиляцию, что было удачным решением архитектора. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.
Стены декорированы рисунками в египетском стиле.
Сын Петра Смирнова говорил, что он изучал историю и историю искусств по этим залам. Мы в этом убедились, в особняке можно совершить путешествие по странам и эпохам от Древнего Египта до итальянского Возрождения.
Вот такой "космос" в самом центре Москвы! Я получила огромное удовольствие побывав здесь.
Жаль, что не удалось увидеть другую его часть, закрытую для посещения. Говорят, что там не менее интересно и красиво.
Говорят у этого дома странная судьба. Строился для красивой, счастливой жизни, а стал местом прописки одного из самых невеселых учреждений города.
Да и судьба хозяев особняка сложилась в последующем трагично. В 1910 году после непродолжительной болезни ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Из-за введения сухого закона и государственной монополии на водку, финансовое состояние семьи сильно пошатнулось.
Революция застала семью Смирновых в этом доме, на Тверском бульваре велись бои, дом был занят юнкерами, которые обсреливали красноармейцев, штурмом бравших находившийся рядом особняк градоначальника.
Такое хочется побыстрее забыть и уехать как можно дальше. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию, но вот дети остались в России. Сразу она их взять не смогла, а потом уже не было возможности. Младшие, которых она оставила на родственников, погибли – один пропал без вести, другой умер в детском доме. Старшая дочь смогла переехать к ней во Францию (к этому времени она уже жила там) с внуками только в 1926 году. Старший сын долго скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
А в особняке начиная с 1922 году размещается ревтрибунал, народный суд, затем – прокуратура. В 1990 году большую часть усадьбы отдали Пенсионному фонду Российской Федерации. В 1994 году, во время визита в Москву английской королевы, президент Ельцин решил вернуть англиканской церкви храм Святого Андрея в Вознесенском переулке, который занимала фирма грамзаписи "Мелодия". Взамен фирме передали другую часть особняка Смирнова. Потом она была переведена в другое место.
Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. Здесь стали располагаться различные ресторанные и клубные заведения. Сейчас помещения сдаются под проведение различных торжеств и мероприятий.
Экскурсии проводят некоторые экскурсионные фирмы. Насколько знаю, это "Шагаем по миру" Shagau.ru, "Москва ход".
Я была с Cozy Moscow. Гидом была художник и краевед Ирина Левина. Стоимость экскурсии 1000 рублей.
- Адрес:
Москва, Тверской бульвар 18.
- Телефон:
7 (499) 899-40-69
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Москва
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Нина, очень нетривиальная экскурсия, спасибо.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Очень интересно, Нина! Возьму в копилку, на досуге посмотрю экскурсии.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Лена, обязательно сходите. Фото не передают всего того, что здесь можно увидеть. Пенсионному фонду видимо нравится ))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Я была готова к тому, что увижу что-то особенное, но всё равно была поражена!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Согласна. Столько потерь невосполнимых произошло в то время, да и позднее. И сейчас нам ещё всё это аукается ((
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Включают, но не так часто, по-моему, во всяком случае летом я обнаружила только однажды. Посетить, конечно, стоит. Хорошо бы людей поменьше, но желающих много ((
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
В анонсе экскурсии предвосхищая вопросы сразу же написали, что фотографировать можно. И это очень обрадовало!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: