Москва

Москва

LAT
  • 55.75523N, 37.61787E
  • Я здесь был
    Было: 1861
    Хочу посетить
    35261

    1545 материалов по 1 540 объектам,  55 799 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 5230
    ERCHOV 2465
     
    архитектура, памятники, парки
    • GPS
    • Россия, Москва, ул. Поварская, 5
    Фотографии
    Карта
    13 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (2) помощь
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Красивый храм с историями любви

    Достопримечательности → архитектура, памятники, парки
    14 сентября 2016 года||
    GPS
    |5 (3)| 10| 97612
    5
    Перед прогулкой по Старому Арбату мельком заглянул на Новый Арбат и полюбовался красотой церкви Симеона Столпника.
    4

    Автор: grau59

    А ведь был момент, когда оставались буквально секунды до окончательного исчезновения с лица земли этой красоты.

    Преданья старины глубокой, в глубь веков уходят времена создания московских храмов. Про большинство и них неизвестна точная дата постройки и приходится ориентироваться на первые упоминания в письменных источниках, коих по истечению времён и гибели в пожарах и прочих стихийных бедствиях осталось не так уж много. Первое упоминание о церкви Симеона Столпника относится к 1624 году. Есть предположение, основанное на совпадении дат и имён, что храм был освящен одновременно с венчанием на царство Бориса Годунова 1 (11) сентября 1598 года. Ведь 1 сентября — день памяти Симеона Столпника в православной церкви. Подтверждений этому не найдено, но вполне возможно существование более древнего деревянного храма.

    Симеон Столпник (около 390- 459) — христианский святой, который стал основоположником столпничества. В 423 году он уединился на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводил все свои дни в молитве и проповедях для паломников. Почти 37 лет он не покидал своего столпа.
    Симеон Столпник (Из Интер
    1

    Автор: grau59

    Симеон Столпник (Из Интернета)



    Современный каменный храм был построен по указу царя Фёдора III Алексеевича (1661 — 1682) в 1676-1679 годах. Во время французского нашествия храм был разграблен и подожжен, восстановить его смогли лишь в 1818 году.

    В 1938 году храм был закрыт. Одной из версий закрытия храма является то, что Ирина Фёдоровна Шаляпина-Бакшеева (1900- 1978) — дочь Фёдора Ивановича Шаляпина от его первого брака с итальянской балериной Иолой Торнаги (1873- 1965) — заказала в храме панихиду по умершему в Париже отцу.
    Коровин Константин Алексе
    2

    Автор: grau59

    Коровин Константин Алексеевич. Портрет Ф.И. Шаляпина с дочерью Ириной.(Из Интернета)

    И пошло-поехало, организации сменялись одна за другой в стенах храма, разрушений становилось всё больше и больше. Вот что об этом говорится на сайте храма: "... были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров."
    Развалины церкви (Из Инте
    1

    Автор: grau59

    Развалины церкви (Из Интернета)



    Когда в 1960-х годах начали прокладывать участок улицы Новый Арбат от Арбатских ворот до Садового кольца, то это уродство решили снести. Спас церковь для потомков архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов (1911—1979). Российский художник и искусствовед Владимир Александрович Десятников, работавший с Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников повествует в своей книге "С Крестом и без Креста": "Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану".

    После этого была реставрация в 1966-1968 годах, восстановили практически всё вплоть до крестов на куполах , но потом спохватились и кресты посрубали. Дал указание убрать кресты лично "серый кардинал" СССР Михаил Андреевич Суслов. В таком виде мы видели церковь в замечательной советской комедии "Иван Васильевич меняет профессию".
    Кадр из фильма
    3

    Автор: grau59

    Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (Из Интернета)

    С 1968 года в здании храма разместился выставочный зал мелких животных и птиц Всероссийского общества охраны природы. Фильм снимался в 1973 году и поэтому возле храма мы видит плакат "Выставка".

    В 1991 году храм вернули православной церкви и с 1992 года возобновились богослужения.

    Через несколько дней я увидел храм с другого ракурса,
    3

    Автор: grau59

    почти угадав место, с которого изображена церковь на картина Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик".
    Картина В.Д. Поленова
    3

    Автор: grau59

    Картина В.Д. Поленова "Московский дворик" (1878) (Из Интернета)



    Есть упоминание о храме в романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин", когда мать Татьяны встречается со своей кузиной в Москве у них происходит следующий диалог:

    • - А это дочь моя, Татьяна.

    • — "Ах, Таня! подойди ко мне —

    • Как будто брежу я во сне...

    • Кузина, помнишь Грандисона?"

    • - Как, Грандисон?.. а, Грандисон!

    • Да, помню, помню. Где же он? —

    • "В Москве, живет у Симеона;

    • Меня в сочельник навестил;

    • Недавно сына он женил."


    Если Суслов, которого называли "Победоносцевым Советского Союза" негативно отнесся к крестам на куполах церкви Симеона Столпника, то сам Константин Петрович Победоносцев (1827 — 1907),
    Константин Петрович Побед
    1

    Автор: grau59

    Константин Петрович Победоносцев(Из Интернета)

    занимавший в 1880 — 1905 годах пост Обер-прокурора Святейшего Синода, к храму относился замечательно. В своей книге "Праздники Господни", опубликованной в 1903 году, а написанной задолго до этого в 1860 году писал об ранней рождественской обедне: Снег хрустит под ногами, мороз щиплет лицо; мимо смутные тени проходят туда же. Весело и бодро пробираешься к церкви; всюду "ударяют" к ранней обедне, и привычное ухо различает звук каждого колокола ... вот наш родной колокол. Входишь — церковь полна, и яркий свет льется во тьму из окон. Входят, крестятся — и вскоре — точно колосья в снопе — сплотилась в одно вся толпа народная. Рано поднялись они, и сколько в числе их таких, кому этот только ранний час можно урвать из своей непрерывной рабочей жизни — ради праздника Господня! Многие собрались из темных углов и тесных жилищ своих, от нужды и горького горя, от несносной работы. И вот, в этом доме Господнем каждый чувствует себя дома, на вольном месте: в этот ранний час все властители первых мест еще покоятся на ложах своих, уступая вольное место рабочему человеку.

    Стоят они сплошною стеною, от входной двери до солеи, до самых икон местных — стоят и крестятся и молятся. Храм сияет огнями. Сборный хор на клиросах, из той же среды собранный, поет широкою праздничною песнью. Торжественные антифоны между ектениями потоком выливаются из души, а тропарь праздника, на малом входе, точно широкая, многоводная река, выносит душу на самое средоточие радости. Православному человеку отрадно — исчезать со своим я в этой массе молящегося народа, которая сливается в эти минуты в единую празднующую перед Богом душу, и волна народной веры и молитвы поднимает высоко и молитву и веру у каждого, кто, не мудрствуя лукаво, принесет с собою в церковь простоту верующего чувства. Тут почувствует православный человек, что значит для него Церковь, и какое хранилище веры в душе народной.


    А 9 января 1866 года в этой церкви Константин Петрович Победоносцев венчался с Екатериной Александровной Энгельгардт (1848 — 1932).

    2 июня 1816 года в церкви обвенчались известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) и Ольга Семёновна Заплатина (1793 — 1878). В браке у них родилось 10 детей, к сожалению, четверо из них умерли почти сразу же после рождения, а один в возрасте семнадцати лет.

    1 августа 2005 года в церкви венчались уже после аварии 28 февраля 2005 года актеры театра и кино Николай Петрович Караченцов и его супруга Людмила Андреевна Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы.

    Но самое романтическое венчание в церкви Симеона Столпника было в 1801 году, когда 6 ноября граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809)
    Николай Петрович Шеремете
    2

    Автор: grau59

    Николай Петрович Шереметев(Из Интернета)

    венчался со своей крепостной актрисой Прасковьей Ивановной Жемчуговой (1768 — 1803).
    Прасковья Жемчугова(Из Ин
    2

    Автор: grau59

    Прасковья Жемчугова(Из Интернета)

    Удивительна судьба крепостной девчонки, обладающей великолепным талантом, ставшей великой актрисой. В 11 лет дебютировала на сцене крепостного театра. Выучилась игре на клавесине и арфе, итальянскому и французскому языкам.

    Алексей Николаевич Греч (1899—1938) в своей книге "Венок усадьбам" (1932) описывал как императрице Екатерине Второй понравилось исполнение Прасковьей роли Элианы в опере Гретри "Самнитские браки", когда самодержица побывала в 1787 году в Кусково: "Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актёров, особенно исполнительницы главной партии П.И.Жемчуговой, которую и наградила алмазным перстнем."
    Жемчугова на сцене (Из Ин
    2

    Автор: grau59

    Жемчугова на сцене (Из Интернета)

    В 1798 году граф дал актрисе и её семье вольную, а затем женился. При этом историки до сих пор спорят — дал ли ему разрешение на брак император Александр I или нет. Но счастье было недолгим — через три недели после рождения сына Дмитрия (1803-1871) Прасковья умерла.

    Незадолго до смерти в 1852 году несколько раз исповедовался и причащался в храме Симеона Столпника Николай Васильевич Гоголь.

    В 1857 году в храме была крещена Варвара Николаевна Житова (в девичестве Богданович-Лутовинова, 1833—1900), которая была незаконорожденной и приходилась одновременно сестрой (по матери) Ивану Сергеевичу Тургеневу и (по отцу) жене Льва Николаевича Толстого Софье Андреевне Толстой (урождённой Берс, 1844- 1919)

    Хорошо, что осталось такое замечательное историческое место. Спасибо всем, кто помог его сохранить!
    • Адрес:

      г. Москва, ул.Поварская, 5

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    11 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Москва
    сообщить модератору
    • ilonariga
      помощь
      ilonariga
      в друзья
      в контакты
      С нами с 9 мар 2014
      14 сен 2016, 12:00
      удалить
      Очень интересно, прочла с удовольствием!
      Только вот что же делать с этими чужеродными высотными домами, которые стоят рчдом с церквями? Наверное, понять и простить:)
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      14 сен 2016, 12:02
      удалить
      ilonarigaнаписала 14 сентября в 12:00

      Очень интересно, прочла с удовольствием!
      Только вот что же делать с этими чужеродными высотными домами, которые стоят рчдом с церквями? Наверное, понять и простить:)



      Пожалуй, да.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      14 сен 2016, 12:19
      удалить
      Хорошо, что осталось такое замечательное историческое место. Спасибо всем, кто помог его сохранить!

      Спасибо и тому, кто рассказал об этом месте!
    • Lesik1
      помощь
      Lesik1
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 июн 2014
      14 сен 2016, 21:29
      удалить
      Виктор, забавно, но историю с ковшом экскаватора я читала и про Барановского, когда готовила материал о Крутицком подворье! :) Видимо, тогда это был самый действенный метод для сохранения памятников :) Да, и сейчас, наверное, тоже....
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      14 сен 2016, 21:46
      удалить
      Lesik1написала 14 сентября в 21:29

      Виктор, забавно, но историю с ковшом экскаватора я читала и про Барановского, когда готовила материал о Крутицком подворье! :) Видимо, тогда это был самый действенный метод для сохранения памятников :) Да, и сейчас, наверное, тоже....



      Елена! Главное, чтобы средство было действенным! А хорошие средства борьбы -они вечны!

    Ещё советы

    Наверх