Побывав зимой в Приэльбрусье, захотелось съездить сюда и летом.
Хотелось быть ближе к природе, быстро оказываться на улице и не быть привязанными к расписанию завтрак-обед-ужин, но при этом иметь хоть какую-то крышу над головой и электричество, поэтому для летнего пребывания мы сделали выбор в пользу приюта Очаг, вместо б/о Джан-Туган. К тому же это было намного дешевле и оформиться можно было на месте.
Первые дни в приюте оказались жесткими, как раз выдались холодные ночи и я сильно подмерз, спальники и теплая одежда не помогали, т.к. в домике были большие щели. Но потом приспособился и стало терпимо.
Народу когда мы приехали было много… из Питера человек 15, причем часть питерцев до этого уехала… Также был народ из Минска, Железноводска, с Украины и др.
Сам приют «Очаг» очень удобно расположен для альпинистов, оттуда начинаются тропы и хорошо стартовать для восхождения на разные горы ущелья Адыл-Су, есть там и кухня с двумя потрепанными газовыми плитами и небольшим залом со столами и камином в виде круга с бетонным бордюром на земле и вытяжки… Хозяин очага – Ахия Сотаев также является и замом директора базы Джан-Туган, а известен он еще тем, что является внуком первопроходца на западную вершину Эльбруса. Можно подумать что Ахия ахиел, столько всего держит, но напротив человек он работящий, сам косит сено для коров и ездит на УАЗе.
Как только мы занесли вещи в домик, пошли в кафе неподалеку, в беседке на открытом воздухе… поели хычинов, очень вкусная местная штука… это что-то типа блинов, где кроме теста еще добавлены в толченом виде сыр и картофель, отец который раз пытается повторить их дома, но все не получается то, что надо. С хычинами отец хлестал пиво «Терек», а мы с мамой пили лимонад, все это сделано в Нальчике на халвичном заводе.
Потом гуляли вдоль реки — к разрушенной миниГЭС и выше в гору к реке, но немного не дошли, т.к. перенапрягаться в первый день не стоит, надо оклиматизироваться сначала.
Домик на берегу — заброшенная миниГЭС... вообще такие миниГЭС — это очень выгодный источник энергии для этих мест... прочитал в местной газете, что их в Приэльбрусье собираются строить 70 штук
По возвращении домой обнаружили в лесу среди деревьев идущий вниз, подвешенный железный канат и по земле толстый кабель, в конце оказалось что это древний заброшенный подъемник… видимо годов 80-х, что деревьями все заросло.
При выходе на дорогу встретили пограничников. Трое отдыхали на обочине, а один на камне в стороне, у них был автомат, снайперка и пулемет… хорошая команда. Сфотографировались с ними. На вопрос "все ли спокойно здесь?" пограничники сказали "пока мы здесь, да!"
Позже у домика родители неожиданно встретили дядю Володю из Днепропетровска, с которым они общались тут же год назад… Хоть Володя и являлся украинским националистом, но был товарищем вменяемым, ныне действующих украинских политиков не поддерживал и был очень веселым… хотя бывало рассказывал и грустные вещи, про то, как все плохо сейчас на Украине, каков кризис там и что он сам свое дело потерял, даже ехать домой ему не хочется…
На ужин сделали грибной суп из только что собранного… сидели в доме рядом с кухней за столом… плакали и ржали, Володя отжигал, шутил и смеялся как пацан…
На улице было холодно… Вообще мне рассказывали что там обычно в это время днем +25, а ночью +10, а на деле было днем +10, а ночью около нуля… с утра была изморозь на траве… вот ночью то я замерз ппц… когда я утром проснулся у меня вместо ног были ножки буша замороженные… жесткач… давно так не мерз… это в термобелье, спальнике и еще с одеялами сверху. Но в последующие дни я уже сильно не замерзал – то ли оклиматизировался, то ли в трех носках теплее стало, хотя через день ночь была еще холодней, что даже лед на реке был.
На следующий день пошли на «Зеленую Гостиницу» вверх по ущелью.
Сначала идем по краю ущелья. Потом по моренам… Морена – образованная после движения ледника смесь камней разной величины, глины, песка…
Вид на зеленую гостиницу по возвращении назад... Из видимых гор самой простой для альпинистов здесь считается "Трапеция", она по центру, также видно как "свисает" один из ледников.
По каждой тропе на разные вершины обычно встречаются такие камни с табличками о погибших при восхождении на ту или иную гору…
Одна из надписей: «Путник! Помни! Горы любят смелых, но осторожных!»
На этих плитках сказано, что 1 человек погиб на леднике Джан-Куат в 1982 году, 1 при восхождении на вершину Виатау в 1993, одна женщина из Тулы в 1995 году (где погибла не указано) и 4 человека с Украины в 1991 при восхождении на вершину Трапеция…
За ужином один из питерцев рассказал что несколько дней назад на скалах был ледопад и погибли ребята с Украины, 6 человек… А позже узнали что пока мы мерзли в домике, на Эльбрусе ночью замерзло трое человек, им порвало ветром палатку… Вообще все, кто оттуда приезжал говорили что там полный пи..дец, сильный ветер, что сдувает и температура -9 -11… так что наверху в горах зима.
Вообще альпинисты такая особая категория людей… такое ощущение что многие бы полезли в горы даже после своей смерти, если это было бы возможно…