Ростов

С нами с 28 окт 2009

Поездка в Ростов Великий 2-3 июля 2005г, день 1

8 января 2010 года|| 5| 712

Наконец настала долгожданная суббота, 2 июля. Подъем получился ранним, и перекусив мы вышли из дома в 07-25 . Благополучно доехав на метро, в 08-05 сели в поезд. Вагон был довольно чистым и уютным, с мягкими сиденьями по 2 кресла в ряду (как в междугороднем автобусе), столиком, ковровыми дорожками и августовскими пейзажами на стенах. Работали 3 телевизора, висящие в противоположных концах вагона и посередине, на экране в 538-ой раз шла очередная серия “Ментов”. Благо звук был тихий и особо не нервировал:). Наконец в 08-25 поезд тронулся и наше путешествие началось. Так как поезд являлся экспрессом, то на пути от Москвы до Ярославля он делал всего 3 промежуточные остановки: Сергиев Посад, Александров и Ростов Великий. В пути проводники предлагали напитки и всякие вафли с печеньем. Мы взяли чай и кофе, чай оказался самым обычным, а вот кофе из пакетика (3 в одном) ниже всякой критики.

Поезд ехал быстро и в 11-45 мы прибыли на место. Ростовский вокзал производит приятное впечатление, он, видимо, был недавно отремонтирован и местный пролетариат еще не успел его раздолбать. Посмотрели расписание на обратный путь. Снова оставался только первый класс. Хотя он нам и понравился, но платить 700 р. душила жаба, поэтому было принято решение обратно добираться на перекладных электричках, расписание каковых мы и посмотрели. Также сразу зашли на местный автовокзал, посмотрели расписание автобусов на Борисоглеб, куда собирались поехать на следующий день. Автовокзал располагается тут же рядом с ж/д вокзалом.

После ознакомления с расписанием, мы двинулись в сторону гостиницы. Надо сказать, что к поездке я начал готовится заранее, перелопатил кучу краеведческих сайтов, нашел карту Ростова вполне приличного качества, распечатал ее и заранее изучил. Поэтому оба дня мы всегда имели представление о том, куда идем и где находимся, избежав тем самым необходимости постоянно спрашивать дорогу у местных жителей. От вокзала до Кремля, где расположена гостиница, идет практически прямая улица Луначарского.

Сам Ростов представляет собой небольшой (37 тыс. жителей) провинциальный городок. Дома по пути попадались в основном одно- и двухэтажные. Встречалось много заброшенных или сгоревших домов. При подходе к Кремлю купили у бабульки стаканчик лесной земляники – 15р. Кремль виден издалека, однако с первого взгляда непонятно как попасть внутрь, ибо снаружи к нему примыкают Торговые ряды XIX века. Вспомнив, о прочитанном в Интернете, что днем внутрь можно попасть через иконную лавку, стали ее искать. Метров через 50 она нашлась, также над ней висела вывеска со стрелкой, так что мимо не пройдешь. Пригнув голову, прошли через низкий вход на территорию Успенского собора XVI века, находящегося непосредственно рядом с кремлевскими стенами. Ощущение монументальности собора усиливается за счет большого свободного места рядом с ним. Также рядом с собором распологается знаменитая звонница 1680 года постройки. Время от времени на звоннице начинают бить колокола, играя какую-то приятную мелодию.

Пройдя через пустое пространство рядом с собором, мы попали к северному входу в Кремль (через Воскресенскую церковь 1670г). Около входа, как и в любом другом туристическом месте, местные жители продавали сувениры и безделушки, из которых выделялись характерные только для Ростова украшения с финифтью. Финифть представляет собой медную пластинку с нанесенной на нее эмалевой картинкой. Красиво, но на любителя. Наконец в 12-30 добрались до гостиницы. Гостиница представляет собой трехэтажное здание, на первом этаже которого располагаются погреба, откуда и пошло название, второй этаж сделан из деревянного сруба, третий каменный. Собственно гостиница занимает второй и третий этажи. Подошли к администратору, она нашла нашу заявку на бронирование, после чего мы заплатили положенные 450р за номер и 113р за бронь и пошли заселяться. Следует отметить крайне доброжелательное отношение сотрудников гостиницы, за оба дня, что мы жили, не могу сказать ничего плохого. Видно все-таки советские пережитки, в виде вечно недовольных хамоватых администраторов, уходят в прошлое, что не может ни радовать.

Бросив вещи и утеплившись (так как было довольно прохладно), мы ринулись осматривать Кремль. Купили сразу общий билет на все экспозиции – их там около 12 (90р обычный и 70р студенческий), книжку-путеводитель по Ростовскому кремлю (40р) и начали планомерный обход территории. По дороге встретилась девушка в историческом костюме, которая зазывала переодеться в какой-нибудь наряд и сфотографироваться в нем (30р). Решили зайти, жена накинула на себя сарафан (уж не знаю, как он там правильно называется:)) превратившись в дочь боярина средней руки. Далее пошли в ц. Богородицы Одигитрии 1698г, где располагалась экспозиция резьбы по дереву. Были представлены различные деревянные предметы крестьянского быта, особо интересными показались формочки для изготовления пряников и набивки узоров на ткани.

Затем вышли обратно во двор и поднялись на крытые галереи. Как известно, именно в Ростове снимался фильм “Иван Васильевич меняет профессию” и именно по этим галереям он там бегал вместе с Куравлевым. Пробежались и мы:). Характерной особенностью Ростовского Кремля является то, что по крытым галереям можно попасть в любое здание. Таким образом, мы попали в церковь Иоанна Богослова 1683г с красивыми фресками внутри. Из нее опять вышли наружу, и пошли на следующую выставку – финифти. В одном из залов нам встретилась экскурсия с вдохновенно рассказывающим экскурсоводом. Мы остановились на 2 минуты и более не могли оторваться. Являясь туристами-одиночками, мы любим все осматривать самостоятельно, не торопясь, без назойливых понуканий “поглядите направо, поглядите налево”, но тут мы были очарованы. Она настолько интересно рассказывала о технологии изготовления финифти, что мы решили присоединиться к группе и послушать ее комментарии.

Осмотрев музей финифти, мы переместились в личную церковь митрополита Ионы Сысоевича - Спаса Нерукотворного, где экскурсовод подробно разъяснила фреску Страшного суда. Затем мы осмотрели экспозицию древнерусской живописи (икон), которая с комментариями экскурсовода стала намного понятнее и интереснее.

После экскурсии всей толпой пошли в сувенирную лавку. Зашли туда и мы, купили по стаканчику неплохого кваса и медовухи, затем жена присмотрела дочери недорогие шерстяные носки, которые мы и приобрели.

Рядом находится небольшая гончарная мастерская, где изготовляются и продаются глиняные предметы утвари и свистульки. Купили лягушку (которую позже благополучно разбили дома).

Осмотрели местный сувенирный рынок возле ц. Иоанна Богослова 1683г, где местные жители продавали сувениры туристам. Было очень много финифти, такое чувство, что в городе ее не делает только ленивый. По многочисленным просьбам супруги, купили посеребренный кулончик:).

После столь долгого культурного просвещения, возникла потребность ублажить свой организм в виде введения в него n-ного количества пищи. В кафе Неро на ул. Ленинской весело гуляла свадьба, кафе Аркада в Торговых рядах было открыто, мы уже читали меню и заказывали пищу, но нас предупредили, что придется подождать около часа, так как слишком много посетителей и они не успевают. Нас такой вариант не устраивал, и мы пошли тариться по ближайшим магазинам. Закупив растворимых супов, шпрот, хлеба, кефира и прочих харчей вернулись в гостиницу.

Поглотив пищу и частично переварив ее в течение часа, мы продолжили знакомство с городом и выдвинулись на запад к Аврамиево-Богоявленскому монастырю. По пути решили осмотреть церкви, находящиеся в том же направлении. Первой же жертвой осмотра пала церковь Спаса-на-Торгу 1690г. Расположена она рядом с Кремлем и Торговыми рядами, отчего и получила такое название. Церковь не является широко посещаемым туристическим объектом, в связи с чем находится не в лучшем виде. Затем осмотрели ц. святителя Николая на Подозерье 1745г (недавно отреставрирована), Рождественский монастырь. Зашли в уже закрывавшийся фирменный магазин от Ярославского ЛВЗ, прикупили бутылочку местного бальзама “Старый Ярославль” для вливания в чай холодными зимними вечерами и бутылочку сливовой наливки для поддержания местного производителяJ

Погода весь день была неважной и прохладной, а тут и вовсе пошел дождь. Нас, как настоящих туристов, это не остановило, и мы отправились дальше к пункту назначения. Как уже было отмечено предыдущими авторами, город вечером вымирает. Изредка встречались лишь группы людей весело проводящих время в компании с зеленым змием. На выходе из центра города осмотрели земляные валы. Трава на них росла, почему-то более ярко зеленого цвета, чем по соседству, чем это объяснить я не знаю. Далее пошли частные дома, очень много заброшенных и сгоревших. Над одним из перекрестков дороги вились чайки, хватая разбросанный хлеб. Так за час, мы дошли до монастыря.

Монастырь является древнейшим в Ростове, но состояние его не важное. Отреставрирована лишь одна Никольская надвратная церковь, остальные здания ветшают. Следует отметить, что для Ростова вообще характерны надвратные церкви, когда на первом этаже расположены хозяйственные постройки, а на втором собственно церковь. Монастырь действующий, женский, в тот момент когда мы пришли, шла служба, мы зашли внутрь, некоторое время постояли, послушали. Купили несколько свечек, ни до, ни после этого, мы не встречали, чтобы свечки так вкусно пахли медом. Они до сих пор стоят дома и понюхав их, мысленно переносишься в славный город Ростов. Кроме нас присутствовало еще человек 8-10. Одна пара, как и мы, были явно праздно шатающимися туристами, остальные же пришли на службу.

Дождь несколько утих, и мы потопали в сторону гостиницы. По дороге прошли мимо старого, дореволюционной постройки льнопрядильного завода, судя по внешнему состоянию ныне не функционирующего. Было искушение полазить по корпусам, но дождь и супруга не позволили этого сделать:). У местной бабушки купили стаканчик черники (15 р.), прошли мимо ц. Исидора Блаженного на валах 1556г. и колокольни Крестовоздвиженской церкви 1852г. Так как уже порядком устали и промокли, близко подходить не стали, ограничились фотографированием издали. Так уставшие, но довольные мы добрели до Кремля. Вход в это время (около 20-00) был, естественно, уже закрыт, но мы позвонили в звонок, и охранник нам открыл. Кремль вечером без снующих толп людей намного интереснее, жаль, погода не позволила нам посидеть на скамейке и проникнуться тишиной и стариной этого места. Дождь все шел и шел…

В гостинице поужинали, попробовали наливку (не пьянства ради, а токмо для дегустации местной продукции:)), попили чай и стало совсем тепло и хорошо. Спать легли пораньше, ибо на завтра нам предстояла поездка в Борисоглеб!